Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Военно-историческая реконструкция великих битв. Военно-исторический клуб. Историческая реконструкция Как называется восстановление исторических событий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф.Устинова

Кафедра истории

на тему: «Историческая реконструкция как экспериментальный метод исследования в истории»

Выполнил: Чаадаев Д.А.

Проверила: доцент Алексеева С.И.

Санкт-Петербург 2011

Введение

1. Значения термина «историческая реконструкция», его сущность

5.1 Любительское направление

6.1 «Живая история»

Заключение

Приложение

Введение

Обращение к теме исторической реконструкции не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента. Поэтому можно сказать, что данная тема вполне актуальна на данный момент в системе исторических наук.

У исторической реконструкции, как у своеобразного метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в "искажении истории", "профанации" и т.д. В данном случае уместно отметить, что довольно часто, например, при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но ни в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе. Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или же в случае, если информация письменных источников противоречит здравому смыслу и нуждается в немедленной проверке. При этом возникает целый ряд объективных проблем, встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши далекие предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные реплики (копии) древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов. Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы. Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой стелы ольмекской культуры, произведенной в Ла-Венте (Мексика), было доказано, что крупные каменные монолиты невозможно было переносить вручную, хотя ранее считалось, что подобный способ вполне возможен.

При написании данной работы использовались различные интернет-источники, а также современные научно-популярные и научные статьи, монографии и энциклопедии различных авторов: Гуревича , Боярского , Гуляева , Сергеева , Семёнова , Коробейникова и других. Цель работы - как можно более полно описать с разных сторон историческую реконструкцию как экспериментальный метод изучения истории. С моей точки зрения, мной использованные источники имеют множество положительных сторон: они в целом информативны, содержательны, в достаточно полном объёме и с разных сторон раскрывают проблему исторической реконструкции. Однако, на мой взгляд, работы отдельных авторов (например, В.Н. Сергеева) страдают от перегруженности научной терминологией, сложности, а также некой односторонности изложения материала, акцентирования внимания лишь на некоторых особенностях поставленной проблемы. Касательно интернет-источников, хотелось бы отметить, что весьма доступно и разнообразно тема реконструкции описана в свободной энциклопедия "Википедия" (http://ru.wikipedia.org), а книги по данной теме доступны на официальном сайте российской государственной библиотеки (http://elibrary.rsl.ru), а так же на интернет-сервисе "Google books" (http://books.google.ru)

Данный реферат состоит из нескольких разделов: введения, основной части, включающей в себя 7 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

1. Значения термина "историческая реконструкция", его сущность

Что же такое историческая реконструкция? Вообще говоря, данное понятие весьма обширно и может рассматриваться в различных смыслах с нескольких точек зрения:

· Историческая реконструкция -- деятельность по воссозданию, восстановлению объектов материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников с целью научного анализа и исследований.

· Историческая реконструкция -- это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

· Историческая реконструкция -- довольно молодой вид молодёжного досуга, получивший распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством, включающий в себя несколько направлений.

Смысл идеи исторической реконструкции как научной деятельности заключается в том, что, применяя различные методологические процедуры, историк нацелен на восстановление прошлого в его изначальном виде. Иными словами, построения историка в значительной мере должны соответствовать прошлому. Идею реконструкции мы можем понимать, как минимум, двояко:

· Реконструкция как идеал - раскрытие большинства основных параметров прошлого. По словам И.Д. Ковальченко , "этот идеал поддерживается установкой на инвариантный, непроцессуальный характер прошлого (оно уже случилось и измениться не может). Однако логика развития исторической науки подсказывает, что усложнение методологии и гносеологии ведет к диверсификации исследований, дроблению предмета, т. е. речь идет о парадоксе - чем больше усложняется и совершенствуется историческая наука, тем дальше она от идеала реконструкции".

· Реконструкция как элемент исторического объяснения. Речь идет о том, что некое теоретическое построение, аргументированное фактами, может претендовать на «финальное» объяснение определенной проблемной области истории.

2. Особенности и сложности исторической реконструкции как научной деятельности

Сложности на пути реконструкции уже давно являются предметом рассмотрения историков-методологов. Например, А. Я. Гуревич отметил, что для исторической науки традиционен такой подход: «Под объектом принято подразумевать внеположный нашему сознанию фрагмент мира. Это историческое прошлое, “каким оно, собственно, было”... Восстановить картину того фрагмента прошлого, который мы исследуем, во всей полноте и бесконечном многообразии, во всех его бесчисленных связях и переплетениях нам не дано. То, что мы, историки, изучаем, есть именно предмет». Он же подчеркивает, что “историческая реконструкция есть конструкция историка, он возводит ее из сложного сплава сообщений источников и собственных представлений об историческом процессе”.

Особенно рельефно данная проблема проявляется в вопросе об объективности построений исторической науки. Невозможность непосредственного взаимодействия историка и исследуемого им объекта может вызвать сомнения в объективности исторического знания. Многие историки вынуждены констатировать двойственное положение собственной науки. Этот факт демонстрируют различные учёные, например, П.В. Боярский , А. Я. Гуревич , В.Н. Сергеев и другие, которые, с одной стороны, говорят о том, что история имеет право претендовать на объективность, а с другой - не могут избежать оговорки о роли личности историка в воссоздании прошлого. Столь явное противоречие лишь подчеркивает неоднозначность концепта «историческая реконструкция» в современной науке.

В самом упрощенном виде процесс построения реконструкции базируется на взаимодействии двух полюсов - исторической аксиоматики и исторической гипотетики.

Аксиоматику, в свою очередь, тоже можно рассмотреть двояко:

· К аксиоматике можно отнести набор тех посылок, которые историком в процессе исследования воспринимаются как сами собой разумеющиеся, не подлежащие сомнению. Более того, сами по себе эти посылки историком, как правило, критически не разбираются, а иногда находятся как бы за пределами видимости. Наиболее очевидными составляющими аксиоматики являются, во-первых, те познавательные установки, которые диктуются историку научной традицией, парадигмой, конкретно-историческими условиями, в рамках которых он находится. Сюда входят общие представления о том, что такое история, каковы ее движущие силы, в чем суть исторического процесса и т. д. В большинстве прикладных исторических исследований эти вопросы выступают как опора для исследователя в изучении конкретной темы. Например, для сторонников марксистской традиции история представляет вполне определенный процесс с известными смыслом и целями. Для последователей психоистории прошлое преломляется иным образом и т. д.

· Второй элемент исторической аксиоматики - та сумма фактов, которой оперирует историческая наука. И если мы не говорим об открытии принципиально новых событий, правомерность очень многих известных науке фактов тоже под сомнение не ставится.

Таким образом, как пишет В.Н. Сергеев , аксиоматикой является то, что историк в процессе своего исследования не «видит», но то, на что он опирается и из чего исходит как из отправной точки.

Вторым элементом, присутствующим в процессе исторической реконструкции событий, является набор гипотез и предположений. Приступая к изучению предмета, историк выдвигает гипотезы, удостоверяет их фактами. Он использует набор методов и т. д. Один из ведущих мотивов всей деятельности историка ¬ претензия на то, что его исследование является достаточно точным воспроизведением того, каким на самом деле была изучаемая им часть прошлого. Речь идет о репрезентации (понимаемой как отражение) прошлого в исторической реконструкции. В противном случае исследование теряет всякий смысл. В процессе создания реконструкции гипотетическая часть постепенно утрачивает свой сослагательный статус, поскольку научные предположения либо отбрасываются как неподтвержденные, либо, наоборот, обретают роль удостоверенного знания, непротиворечащего аксиоматике, и в дальнейшем могут перейти в разряд аксиом. Таким образом, появляется историческая реконструкция как результат.

Следует подчеркнуть, что до сравнительно недавнего времени историческая реконструкция вообще не являлась научной проблемой. Она фактически сама была аксиомой любого исследования. Да и в настоящее время ситуация изменилась не столь значительно, несмотря на появление многообразия подходов, противоречащих «традиционному».

3. История развития реконструкции

Какие бы сложности в проведении исторических реконструкций не возникали, попытки использования различных экспериментальных методов в истории, археологии и этнографии имеют давнюю традицию и можно назвать ряд известных ученых, считавших их неотъемлемой и серьезной составляющей частью научного исследования. Считается, что в рамках исторической науки впервые к методу реконструкции и эксперимента обратился немецкий ученый Андреас Альберт Роде (1682-1724.), изготовивший и испытавший копию кремневого топора и его соотечественник Якоб фон Меллент (1659-1743), занимавшийся реконструкцией древней керамики Северной Германии. Кроме того, до этого периода метод эксперимента уже был хорошо известен, постоянно совершенствовался и, начиная с эпохи Возрождения, широко применялся такими известными учеными как, например, Леонардо да Винчи, Галилей, Коперник, Бэкон или Меркати. Об этом говорила Р.А. Малинова .

С середины XIX в. экспериментальные методы в археологии и истории постепенно занимают достаточно устойчивые позиции, и их используют как отдельные исследователи, так и целые группы специалистов-экспериментаторов. Как описывал В.И. Гуляев , в 1874 г. во время археологической конференции в Копенгагене демонстрируется деревянная постройка, срубленная при помощи каменных орудий. В этот же период Отто Тишлер и его коллеги экспериментально доказывают возможность сверления каменных изделий при помощи деревянного сверла и подсыпаемого под него песка. До этого считалось, что подобная технологическая операция возможна лишь при использовании металлических инструментов. Своего рода сенсацией стало первое экспериментальное плавание через Атлантический океан на судне "Викинг", представлявшем копию драккара из Гокстада (IX в., Норвегия). Корабль за 40 дней благополучно достиг берегов "Винланда". Таким образом уже в 1883 г. была сделана попытка экспериментально доказать возможность открытия Америки за долго до плавания Христофора Колумба.

В ХХ в. была открыта новая страница в развитии данного метода исторических исследований. В 1922 г. возникает принципиально новая форма археологического эксперимента, сочетающая в себе достижения всей системы исторических наук. Это описано в работе А.В. Коробейникова . Техника и методика реконструкции значительно усложнились, исследования приобрели комплексный характер, а участники экспериментов предпочитали использовать так называемые методики "погружения в историческую эпоху", "слияния с историей" и т.п. Так, например, в Швейцарии на берегах Боденского озера реконструируются поселения каменного и бронзового веков, где усилиями экспериментаторов воссоздается жизнь людей далекого прошлого. Сейчас на этом месте находится один из крупнейших швейцарских музеев под открытым небом. В Польше подобный центр возник в Бискупине, где с высокой степенью точности было реконструировано городище эпохи железа. Начиная с 1936 г., на территории этого поселения исследуются различные архаичные хозяйственные процессы, исследователи живут в древних домах, готовят пищу, охотятся и обрабатывают землю при помощи древних орудий труда. Даже сам распорядок дня и повседневное поведение людей в коллективе со временем подвергается значительным изменениям. Одним из основных условий чистоты подобных экспериментов является по возможности полное ограничение воздействия со стороны современной цивилизации. Получают широкое распространение и признание долгосрочные проекты, проводящиеся на протяжении месяцев и даже лет. Многие добровольцы, по собственной воле оказавшиеся в той или иной "исторической эпохе", позже отмечали, что уже очень скоро они ощущали, как спадает "короста современной цивилизации" и пропадают различные порожденные ей мнимые ценности, в результате чего человек начинает гораздо лучше понимать себя, окружающих его близких людей и свое место в природе.

Новый мощный толчок к развитию экспериментальная археология получает в 50-е годы в СССР, где в рамках школы выдающегося ленинградского археолога С.А.Семенова разрабатываются новые методы научных исследований. В результате на свет появляется оригинальная методика определения и изучения функций орудий труда по характеру следов работы (трассеологический метод), благодаря которой, например, было доказано, что древние каменные топоры использовались для обработки древесины (это мнение подтверждалось и этнографами, изучавшими изолированные этнические группы папуасов Новой Гвинеи в ХIХ - ХХ вв.), а не для перекапывания земли, как считал немецкий археолог Бурхард Брентьес. При этом экспериментально было установлено, что эффективность рубки леса репликами каменных топоров всего в 3-4 раза ниже, чем при выполнении аналогичной работы современными топорами, сделанными из железа. Если же принять во внимание, что для древнего человека подобное занятие было вполне привычным, а экспериментаторы испытывали явное неудобство в работе, то разница в скорости рубки деревьев значительно уменьшается.

Всплеск общественного интереса к экспериментальным методам исторических исследований был тесно связан с именем отважного норвежского исследователя, путешественника и популяризатора методов исторической реконструкции Тура Хейердала, совершившего сенсационную экспедицию на бальсовом плоту "Кон-Тики" в 1947г. Он был построен на основании старинных испанских описаний плотов инков. Вслед за этим последовали плавания на камышовых судах "Ра I" и "Ра II", сконструированных на основе древнеегипетских изображений и копии тростниковой лодки шумеров, названной "Тигрис". В результате ряда серьезных исследований ему удалось сформулировать проблему и доказать необходимость комплексного и всестороннего исследования культурно-исторического значения Мирового Океана в истории человечества. Вслед за Хейердалом последовало множество исследователей, совершивших не менее важные и рискованные эксперименты. Следует отметить экспедиции на плотах "Таити-Нуи I-II", совершенных под руководством Эрика де Бишопа в 1956-1958 гг. (предполагаемый маршрут древних полинезийцев к побережью Южной Америки и обратно) и, конечно же, плавание Тимоти Северина на "Брендане". На основе исторических документов был разработан маршрут, проходящий через Исландию на Ньюфаундленд. В результате тщательного анализа ряда источников и последующей сложной комплексной историко-этнографической реконструкции удалось сделать реплику ирландской кожаной лодки VI в. Специально был подготовлен каркас из ясеня, льняные нитки ручной пряжи; кожа для оболочки судна пропитывалась особым дубовым экстрактом и смазывалась животным воском. Следуя логике исторического эксперимента, команда "Брендана" полностью отказалась от современных мореходных приборов, тем самым пытаясь достигнуть максимальной достоверности полученных данных. По свидетельству участников экспедиции, лодка показала отличные мореходные качества, кожаная оболочка корпуса постепенно огрубела, стала весьма прочной и не пропускала воды. Эксперимент проходил в условиях весьма близких к тем, в которых оказался аббат Брендан и 17 ирландских монахов 14 столетий назад и увенчался успехом. В настоящее время подобный вид реконструкции стал одним из наиболее распространенных и просторы Мирового Океана бороздят драккары викингов, греческие триеры, плоты, лодки-долбленки и сотни других древних плавсредств.

4. Современное состояние исторической реконструкции

Со временем исторические эксперименты начинают привлекать к себе внимание не только археологов, историков и этнографов, но и специалистов в области социологии, психологии (в первую очередь исследователей психологии группового поведения), экологии и ряда других наук. Таким образом уже сам процесс исторической реконструкции и участники различных экспериментов становятся объектом исследования. Другой отличительной особенностью современных центров экспериментальной археологии является их полифункциональность. Помимо научных исследований, подобные организации занимаются музейной работой, популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации, разработкой специальных обучающих программ для школ и вузов. Более того, весьма часто они выступают в роли своеобразных координационных центров (например, Культурный центр "Лайкакота" в Боливии (Ла-Пас) или же "Норск Фольке музеум" и "Лилленхаммер" в Норвегии) в системе разнообразных культурных обществ и клубов исторической реконструкции более низкого ранга. Одной из первых организаций, развивающих именно этот подход к методу исторической реконструкции, является Центр экспериментальной археологии в Лейре (Дания). В 1972г. примеру датских коллег последовали английские археологи и в 24 км к северу от Портсмута в графстве Гэмпшир на холме Батсер возникло кельтское поселение эпохи раннего железа, где уже на протяжении нескольких десятков лет проводятся уникальные исследования в области сельскохозяйственной деятельности древних кельтов. Кроме этого группа английских исследователей занимается выведением новых видов домашнего скота путем обратного скрещивания, а также сельскохозяйственных культур и ведет постоянные записи ежедневных погодных условий, производя их сравнение с доступными палеоклиматическими данными. Крупнейшим немецким центром исторической реконструкции является комплекс германских и славянских поселений XIII в. в Дюппеле, где усилиями десятков экспериментаторов под руководством Адриана фон Мюллера воссоздается крестьянская жизнь эпохи средневековья. Экспериментаторы разводят овец, выращивают хлеб, изготавливают керамические изделия и разнообразную деревянную утварь, живут на основе натурального хозяйства. Вместе с тем представители центра в Дюппеле проводят постоянную работу по популяризации экспериментальной археологии и этнографии в школах, вузах и через средства массовой информации.

В США различные центры историко-этнографической реконструкции обычно тесно связаны с системой национальных парков, на территории которых помимо экологических, географических и биологических исследований проводятся также исторические эксперименты по жизни американских индейцев доколониального периода или первых колонистов XVI-XVIII вв. Кроме специалистов в области исторической реконструкции к подобной работе активно привлекаются представители коренного населения Америки, все еще сохраняющие память о традиционных формах ведения хозяйства, некоторых народных ремеслах, а также богатейшей духовной культуре своих предков. Подобная ситуация отмечается и в других странах, где для сотрудничества с центрами историко-этнографической реконструкции и музеями под открытым небом в первую очередь приглашаются люди, в определенной степени сохраняющие традиционную для своего народа культуру. Их практический опыт часто оказывает неоценимую помощь экспериментаторам в работе. В частности, еще в 1987 г. в Норвегии прошло совещание в рамках Международного движения за новое музееведение, на котором были выработаны следующие установки. Во-первых, стараться отражать в экспозициях не только быт, но и функции различных предметов, а также процессы и явления, характеризующие народную культуру. Во-вторых, серьезной и перспективной задачей является моделирование культурного ландшафта, содержание домашних животных, возрождение традиционных ремесел и народного прикладного искусства с целью "оживления" музейных экспозиций. Все это, по мнению одного докладчика, должно пробуждать в посетителях музеев искренний и глубокий интерес к истории, т.к. не секрет, что многие при виде, например, прялки совершенно не представляют себе сам процесс прядения. Это в равной степени относится к большинству традиционных ремесел, технике сельскохозяйственных работ, народным праздникам, фольклору и т.д. К сожалению, у большинства современных людей сформированы весьма приблизительные и искаженные представления об истории, а экспозиции ряда музеев, представляющие собой тематические наборы предметов с кратким описанием их происхождения и основных функций, по отмеченным выше причинам, не удовлетворяют в полной мере запросам рядового посетителя. Гораздо более сильное впечатление оставляют экспозиции музеев под открытым небом, где на фоне реконструированного культурного ландшафта можно стать свидетелем событий, которые вполне могли бы происходить в далеком прошлом. Вместе с тем подобный подход требует значительных финансовых затрат и весьма серьезного подхода к процессу и результатам реконструкции со стороны специалистов в этой области. Тем не менее за последнее время в этой области музееведения отмечается прогресс и возникает ряд историко-этнографических и археологических музеев, специализирующихся на различных видах реконструкции. Данное направление, развивающееся в рамках Международного совета музеев, получает общественное признание и всестороннюю поддержку во многих странах мира.

5.1 Любительское направление

Как уже отмечалось, современные центры исторической реконструкции не ограничиваются исключительно научной деятельностью. В них активно ведется музейная работа, проводятся общеобразовательные лекции и семинары, устраиваются так называемые "экскурсии в прошлое". Для желающих специально представлена возможность пройти различные курсы (для большинства центров характерно обучение ведению различных сельскохозяйственных работ, охоте, ткацкому делу, ковке металлов, производству керамики и некоторым другим ремеслам в зависимости от специфики реконструкции). Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются на практике. Кроме общеобразовательных курсов, доступных всем желающим, предусмотрены специальные углубленные занятия для учителей, студентов и научных работников, желающих повысить свою профессиональную подготовку. Некоторые слушатели специальных курсов со временем открывают собственные клубы и центры. По свидетельству многих, проходящих обучение в подобных центрах, они не являлись посторонними наблюдателями, а буквально жили историей. В результате формируется совершенно особое ощущение истории, основанное на собственном практическом опыте. Это состояние человека, оказавшегося участником исторического эксперимента, отлично охарактеризовал один экспериментатор из Лейре: "можно прочитать сотни исторических книг и считать, что ты понял как жили твои далекие предки, но настоящее понимание придет лишь тогда, когда вскопав землю плугом, и посадив семена, ты осознаешь, что твоя дальнейшая жизнь зависит от урожая, а от качества только что изготовленной одежды то, замерзнешь ли ты зимой или нет...".

5.2 Научное и музейно-образовательное направления

В связи с рассматриваемой темой, необходимо указать еще на одно широко распространенное направление исторической реконструкции, получившее толчок к развитию несколько десятков лет назад и со временем трансформировавшееся в мощное интернациональное движение. Самые известные и наиболее крупные ассоциации исторической реконструкции, существующие в настоящее время и объединяющие десятки и даже сотни более мелких однотипных организаций (военно-исторические, историко-этнографические клубы, фольклорные коллективы, культурные общества и т.д.), были основаны еще в 70-х годах. Большинство из них на данный момент уже прошли любительский уровень развития и превратились в крупные коммерческие организации, тесно сотрудничающие с шоу-бизнесом. При участии клубов исторической реконструкции снимается большинство современных художественных и научно-популярных исторических фильмов, устраиваются рыцарские турниры, проводятся знаменитые сражения древности, отмечаются праздники, пришедшие к нам из далекого прошлого. Кроме того, клубы ведут серьезные экспериментальные исследования, просветительскую и общеобразовательную работу. Среди всего многообразия направлений реконструкции в среде любительских и полу-профессиональных клубов особенно выделяются общества "индейцев-традиционалистов", " древних кельтов", "скандинавов эпохи викингов", "древних римлян" и некоторые другие организации.

Если рассматривать возникновение и функционирование клубов исторической реконструкции как своеобразное социальное явление, то они представляют несомненный интерес для этнологов, социологов и психологов. Необходимо отметить, что многие из них возникли на волне интереса к национальной культуре и истории отечества и со временем влились в радикальные националистические движения, при этом резко изменив свои изначальные цели и методы работы. Другие со временем превратились в солидные религиозные организации (например, многие современные неоязыческие секты в прошлом являлись культурными обществами или же клубами реконструкции). И, наконец, ряд клубов остался в стороне от политической и религиозной деятельности, и до сих пор продолжает заниматься исключительно различными формами исторической реконструкции.

В рамках любого клуба формируются определенные культурные традиции (обычаи, характер одежды, особые фольклорные произведения, этикет, вид субординации в рамках организации и т.п.), передающиеся от старших и более опытных членов к молодым, вырабатывается специфический стиль взаимоотношений, свод правил и законов, выполняющих регулирующие функции в коллективе. Со временем возникает оригинальный сплав из отдельных реконструированных элементов традиционной материальной и духовной культуры и различных инноваций, продиктованных современной социокультурной средой. Таким образом формируется специфическая субкультура, характерная именно для клубов исторической реконструкции. У большинства членов подобных организаций отмечаются значительные изменения в мировоззрении и самоидентификации, а некоторые из них открыто противопоставляют себя обществу (например, " иногда мне кажется, я родился на 10 столетий позже, в душе я ощущаю себя викингом, а здесь все чужое!", или так - " я всегда чувствовала особую внутреннюю связь с Южной Калифорнией, а теперь поняла, что мое место именно среди индейцев Северной Америки" и т.п.). Особенно остро это ощущается в среде тех обществ, которые сознательно живут в относительно изолированных условиях (например, многие алтайские группы "индейцев-традиционалистов") и значительно ограничивают поступление новых членов.

6. Виды исторических реконструкций

6.1 «Живая история»

исторический реконструкция научный турнир

«Живая история» -- разновидность реконструкции, находящаяся на пересечении таких исторических дисциплин, как экспериментальная археология и «музейная педагогика».

Живая история -- это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах.

Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки.

Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен. Всё это уже было упомянуто и более подробно описано выше. Важно отметить, что данные реконструкции воссоздают именно быт мирного времени людей той или иной эпохи (см. пример на рис. 1 в приложении).

6.2 Турниры (бугурты, или сражения)

Турниры (бугурты, или сражения) -- сутью этого вида является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения (см. пример на рис. 2 в приложении).

7. Наиболее популярные эпохи исторических реконструкций

В плане периодизации исторические реконструкции охватывают практически все достоверно известные нам эпохи человеческой истории:

· Античность;

· Раннее Средневековье, (VII--XI век);

· Высокое Средневековье (XII--XIII века);

· Позднее Средневековье (XIV--XV века);

· Новое время (XVI--XVII века);

· Наполеоника;

· Первая мировая война;

· Вторая мировая война;

· Холодная война (военные конфликты 1946--1991).

В последнее время активно развиваются новые направления.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Заключение

Таким образом, хотя историческая реконструкция на современном этапе развития представляет собой весьма неоднородное интегрированное явление, и, кроме того, традиционное, устоявшееся понимание исторической реконструкции подвергается на современном этапе достаточно существенным изменениям, ещё и учитывая её особенности и сложности как научной деятельности, в ней можно выделить три принципиально различных направления (научное, музейно-образовательное и любительское), отличающихся по отношению к целям работы и подходу к самому процессу реконструкции. Историческая реконструкция всячески развивается, совершенствуется и является весьма актуальной на данный момент. Любое из её направлений имеет право на существование и заслуживает отдельного исследования. При этом в большей степени это относится именно к любительской форме исторической реконструкции, ставшей в последнее время достаточно популярной и интересной весьма широкой публике, как к своеобразному социо-культурному явлению, в равной степени интересному для социологов, этнологов, психологов и ряда других ученых, занимающихся проблемами современного общества.

Список использованной литературы

1. Гуревич, А.Я. Территория историка. / А.Я. Гуревич. М., 2005.

2. Боярский, П.В. Введение в памятниковедение. / П.В. Боярский. М., 1990.

3. Гуляев, В.И. Доколумбовы плавания в Америку. / В.И. Гуляев. М., 1991.

4. Боярский, П.В. Исторический эксперимент: теория, методология, практика. /П.В. Боярский. М., 1990.

5. Малинова, Р.А. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. / Р.А. Малинова, Я.К. Малина. М., 1988.

6. Семёнов, С.А. Изучение следов работ на каменных орудиях. / С.А. Семёнов. Л., 1940.

7. Семёнов, С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента / С.А. Семёнов. М.-Л., 1963.

8. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования. / И.Д. Ковальченко. М., 1987. - [Электронный ресурс] - http://orel721.rsl.ru/pdf/600000108.pdf - Дата обращения: 11.11.2011.

9. Сергеев, В.Н. К вопросу о статусе концепта "историческая реконструкция". / В.Н. Сергеев. М.. 2005. [Электронный ресурс] - http://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1314345057&archive=&start_from=&ucat=23& - Дата обращения: 11.11.2011.

10. Коробейников, А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. / А.В. Коробейников. М., 1990. - [Электронный ресурс] - http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=FGZi1OikZW8C#v=onepage&q&f=false - Дата обращения: 11.11.2011.

Приложение

рис. 1. Реконструкция быта Древней Руси.

рис 2. Сцена из реконструкции битвы под Берлином.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 08.06.2017

    Процесс воссоздания материальной и духовной культуры исторической эпохи с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Исследование реконструкторами исторических материалов об изготовлении оружия, предметов быта, артефактов.

    презентация , добавлен 16.01.2014

    Характеристика вооружения как исторического источника. Описание оружия воинов эпохи бронзы древних племен Западной Сибири. Анализ оружия воинов-кочевников Алтая. Особенности экспериментальной археологии и исторической реконструкции, их место в обществе.

    реферат , добавлен 28.02.2011

    Русский пореформенный город второй половины XIX - начала XX в. как объект комплексной реконструкции в исторической урбанистике. Методика реконструкции социокультурной среды города: особенности использования источников, программное обеспечение, этапы работ

    реферат , добавлен 14.03.2012

    История Гражданской войны и Реконструкции в США. Переоценка деятельности радикальных республиканцев. Статьи профессора американской истории Г. Линдена. Голосование по вопросам о Юге, неграх и реконструкции. Исследование партийно-политических проблем.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Изучение истории движения сестер милосердия в западноевропейской и русской культурах. Реконструкция дневника сестры милосердия времен Крымской войны на основе ранее изученных воспоминаний Е.М. Бакуниной. Создание исторической реконструкции её костюма.

    реферат , добавлен 21.02.2016

    Историческая память граждан: понятие, сущность, структура. Современные направления изучения исторической памяти. Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Унификация исторического знания в 30-е годы ХХ в. Процесс политизации истории как науки. Влияние Сталина на историческую науку. Перестройка исторических учреждений и преподавания истории. Денационализация, тенденции фальсификации исторической реальности.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Изучение истории обнаружения и месторасположения древнего памятника Аркаима. Археологические исследования, раскопки и вещественные исторические источники. Описания жилых домов, мастерских и укреплений города. Реконструкции возможных жителей Аркаима.

    презентация , добавлен 20.01.2015

    Современная актуальность вопроса о точности исторических методов исследования и объективности выводов исторической науки, поднятого Ж. Боденом. Роль факторов природно-климатических условий для истории развития народов и их антропометрических признаков.

Глубина реконструкции может быть разной. Начинающие любители, как правило, ограничиваются общим видом костюма, не заботясь особенно о его исторической достоверности, аутентичности используемых тканей и уместности сочетания цветов. Те, для кого историческая реконструкция стала настоящим хобби, относятся к экипировке значительно серьезнее. Как правило, костюм составляется согласно «паспорту», где тщательно описан каждый его элемент: ткань, способ ее окраски, источник выкройки (по материалам археологических находок, музейных коллекций и произведений искусства), используемые виды ручных или машинных швов, примерный временной промежуток, которому одежда соответствует. «Паспорта» проверяются специальной комиссией, и, если источники достаточно достоверны – претендент допускается на фестиваль исторической реконструкции в качестве участника, а не зрителя.

Если одежду, как правило, каждый реконструктор может сшить сам, то с более сложными изделиями из металла, кожи, меха, сложно справиться без специальных навыков и оборудования. Обувь, оружие и доспехи, пояса и застежки многие покупают в специальных мастерских или на фестивалях.

Самые увлеченные реконструкторы практически выходят на профессиональный уровень: для них важен не только внешний вид изделия, но и доскональное следование исторической традиционной технологии. Они самостоятельно прядут и ткут, окрашивают полотно натуральными красителями, используют исторически достоверные иглы и наперстки. На своих мероприятиях они воссоздают не только костюм, но и повседневный быт выбранной эпохи: шатры и палатки, посуду, музыкальные инструменты.

От античности до недавнего прошлого: эпохи реконструкции

Выбранная для реконструирования эпоха может быть разной. Если древний мир и античность на территории СНГ представлены очень небольшим количеством клубов, то любителей раннего и позднего Средневековья насчитывается очень много. Причем подходы к реконструкции раннего Средневековья, как правило, довольно строги и тяготеют к «глубокой» реконструкции. Однако после XIII и особенно XV века костюмы становятся слишком сложными, чтобы требовать от большинства участников фестивалей полного соответствия эпохе. Именно из-за сложности технологий и труднодоступности материалов столь немногие занимаются и реконструкцией быта XVI-XVIII веков. Некоторые энтузиасты практически профессионально воссоздают эпоху Наполеоновских войн и события Великой Отечественной, и здесь требования к исторической достоверности вновь сильно ужесточаются.

Однако костюмом, естественно, движение исторической реконструкции не ограничивается: такое хобби было бы попросту скучным. Огромное количество клубов делится не только по эпохам и глубине реконструкции, но и по специализации внутри движения. Военно-исторические клубы много внимания уделяют физической подготовке и военной истории – именно их представители разыгрывают исторические сражения или устраивают рыцарские турниры. Многие коллективы исполняют средневековую музыку или изучают танцы. Чрезвычайно ценятся в среде реконструкторов разного рода ремесленники, работающие по историческим технологиям: оружейники, использующие , вышивальщицы, скорняки. Некоторые изучают старинные источники в поисках аутентичных рецептов еды, напитков или косметических средств.

Зачастую это хобби становится профессией. Реконструкторов приглашают в массовку для съемок исторических фильмов, рекламных роликов, они устраивают туристические аттракционы.

Где и когда проходят фестивали исторической реконструкции

Крупные фестивали исторической реконструкции , собирающие более тысячи участников, ежегодно проходят в Выборге (конец июля), в крымском Судаке (первая половина августа), украинском Хотине (конец апреля – начало мая), белорусском Новогрудке (конец июня). Знаменитые сражения реконструируют в Бородино в начале сентября, в д. Самолва под Псковом (середина апреля), в польском Дубровно (Грюнвальдское сражение в июле). Менее масштабные фестивали проходят практически каждые выходные сезона: в Изборске, Мстиславле, Мамоново под Калининградом, подмосковном Дракино.

Исторические события, как правило,давно прошли. Но благодаря энтузиастам, которые участвуют в реконструкциях этих событий, ощутить сопричастность к этим событиям может каждый.

Актёры воссоздают события венгерской революции 1849 года. Битва у города Isaszeg. Венгрия. На снимке: венгерский гусар-гонвед.

Сражение мальтийцев и наполеоновской армии под Валлеттой. На снимке: солдат мальтийской гвардии стреляет из мушкета.

Мужчина в костюме воина-самурая, во время реконструкции битвы Каванакадзима, которая произошла в середине 16 века, в Fuefuki префектуры Яманаси северо-востоку от Токио, Япония.

Та же реконструкция.

Актёр стреляет из огнестрельного оружия в реконструкции битвы Каванакадзима.

Реконструкция римских игр в Ниме на юге Франции. В этом городе, во времена Рима существовал амфитеатр, на котором происходили гладиаторские бои и сражения людей с дикими животными.

Группа людей в костюмах древних римлян празднует праздник рождения Рима.

Средневековый рыцарский турнир, воссоздают актёры в дворце Eltham 16 июня 2013 года в Eltham, Англия.

Реконструкция событий, перехода армии Вашингтона через реку Делавэр, покрытую ледяными полями, чтобы совершить нападение на лагерь англичан в ночь с 25 на 26 декабря 1776 года.

Гоминьдановский самолёт взрывается во время реконструкции обороны Яньань в северо-западной провинции Шэньси в Китае, где проходила вооружённая борьба между войсками Мао и войскам Гоминьдана. Китай.

Реконструкция Китайско-Японской войны, в рамках которой, японский солдат издевается над китайским крестьянином. В провинции Шаньси, Китай.

События венгерской революции 1849 года. Битва у города Isaszeg. Венгрия.

Актеры в масках скачут на лошадях, на фестивале «Cavalhadas», Бразилия. Этот фестиваль был впервые проведён, в 1800-х годах португальским священником и с тех пор стал ежегодной традицией. Он посвящен победе рыцарей над маврами.

Перед началом реконструкции битвы за Берлин.

Во время реконструкции знаменитой битвы Наполеона под Аустерлицем вблизи южно-моравского городка Славков, Чехия.

Актеры принимают участие в реконструкции битвы при Аустерлице, чтобы отметить свое 207-ю годовщину её проведения, недалеко от города Брно, Чешская Республика, 1 декабря 2012 года.

Праздник Прибытия в Тринидад и Тобаго.

Актёр в костюме самурая стреляет из лука на демонстрации боевых искусств в парке Сумида в Токио, Япония.

Человек в костюме солдата Австро-Венгерской армии на реконструкции посвящённой Первой мировой войне. Деревня Фундата. Румыния.

Участники отдыхают перед реконструкцией битвы при Аустерлице. Близ Брно, Чехия.

Дети принимают участие в макете военного парада в парке развлечений в Пхеньяне, Северная Корея, по случаю Международного дня защиты детей.

Реконструкция вторжения союзных войск на Мальту 3 июля 1943 года. Захват Мальты имел стратегическое значение для вторжения в Италию 3 сентября 1943 года.

Актеры принимают участие в реконструкции Крестного пути, в память о распятии Иисуса Христа, во время Страстной пятницы во время торжества Православной Церкви в Бухаресте, Румыния. 3 мая 2013 года.

Изображая сатану, заключенный Сезар Ривера Агилар участвует в реконструкции Страстей Христовых в Страстную пятницу в тюрьме Reclusorio Oriente в Мехико, Мексика.

Реконструкция распятия в Страстную пятницу в деревне Сан-Хуан, города Сан-Фернандо, к северу от Манилы, Филиппины.

Выстрел огромной пушки Армстронга в форте Ринелла, Валлетта, Мальта.

Военно-историческая реконструкция Битвы при Кербеле, во время фестиваля Ашура в шиитском районе Садр-Сити в Багдаде, Ирак, 30 ноября 2012 года. Фестиваль Ашура в память о мученической смерти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда в битве при Кербеле, Ирак, в 680 году.

Реконструкция Войны за независимость США. На снимке: британские солдаты. Нью-Джерси, США.

Реконструкция зверств и издевательств, которые проводили в 70-х годах прошлого века «красные кхмеры». Ежегодно в Камбодже проводится «День Гнева», в рамках которого вспоминают зверства этого режима и посещают места массовых захоронений его жертв.

Люди, одетые в историческую форму императорской русской и французской армии принимают участие в инсценировке сражения 1812 года на Березине, в ознаменование 200-летия битвы, недалеко от деревни Bryli, около 115 км (71 милях) к востоку от Минска, 24 ноября 2012 года. Сражение между атакующей русской армии и отступающей армии Наполеона закончилась победой России и тяжелыми потерями для французов.

Инсценировка битвы за Берлин.

Историческая реконструкция битвы при Гастингсе, между саксонами и норманнами, Англия в 1066 года.

Актёры в костюмах норманнских солдат, в реконструкции битвы при Гастингсе.

Обязательный атрибут исторических реконструкций: переносные туалеты. Страшно представить, чем бы закончился сбор такого множества народа не будь их.

Актеры воссоздают битву под Аустерлицем, которая являлась выдающимся примером военного искусства.
Вся эта военно-историческая реконструкция событий прошлого происходила в Подмосковье, а точнее в Химках, где сейчас есть уникальная возможность купить квартиру без посредников . Причем, помимо уже обустроенного жилья, рядом есть и школы, и детские сады, и медицинские центры, и яхт-клуб с собственным причалом, и стадион, и бассейн, и фитнес клуб, да и многое другое, что необходимо для комфортного проживания.

Актеры в военной форме венгерской и австрийской династии Габсбургов восстанавливают первый этап битвы 1849 года в Isaszeg, Венгрия. Сражение было частью весенней кампании Венгерской революции 1848 года между Австрийской империей и Венгерской революционной армией.

Мальтийский милиционер 18-го века стреляет из мушкета в противника возле дворца Verdala под Валлетта.
В средневековье милицией называли вспомогательные воинские формирования военно-монашеских орденов (Орден Храма, Мальтийский орден и т.д.), укомплектованные не рыцарями, а младшими по статусу членами ордена или вообще временно состоящими на службе ордена воинами.

Мужчина в костюме воина-самурая бежит с криками на противника во время реконструкции битвы Каванакадзима, которая велась в середине 16 века в Fuefuki (Фуэфуки), префектура Яманаси, к северо-востоку от Токио, Япония. Воссоздание сурового боя между двумя известными военачальниками, Кэнсин Уэсуги и Такэда Сингэн.

Самураи прикончили врага во время реконструкции битвы Каванакадзима (поле, известное тем, что здесь прошли пять битв между кланами Такэда и Уэсуги).

Стрельба из фитильного пистолета во время Каванакадзима в Фуэфуки (город в Японии, находящийся в префектуре Яманаси).

Человек принимает участие в исторической реконструкции римских игр в Ниме, на юге Франции. Священники императорского культа провели церемонию в честь императора Адриана. Публий Элий Траян Адриан - римский император с 117 по 138 гг.

Девушки в костюмах недалеко от Колизея, Большого цирка и Римского форума, на праздновании Рождества в Италии. Легенда гласит, что Рим был основан Ромулом в 753 году до нашей эры в окружении семи холмов.
(см. )

Актеры, облачившись в доспехи, устроили средневековые рыцарские поединки в Eltham, Англия.

Мужчина в костюме солдата идет с велосипедом в городе Курсёль-сюр-Мер. Снимок сделан 6 июня 2013 года во время празднования 69-й годовщины высадки в Нормандии.

Реконструкция событий, когда Вашингтон пересекал реку Делавэр, чтобы совершить нападение на лагерь англичан в ночь с 25 на 26 декабря 1776 года. Фото сделано в Пенсильвании 25 декабря 2012 года.

Горящий самолет ВВС Гоминьдана - консервативной политической партии Китайской республики. Гоминьдан вел вооруженную борьбу с генералами Бэйянской группировки и Коммунистической партией Китая за право управления страной вплоть до поражения в Гражданской войне в 1949 г., когда власть в стране полностью взяли в руки коммунисты, и гоминьдановскому правительству пришлось бежать на Тайвань. Военно-историческая реконструкция в провинции Шэньси в Китае, 19 октября 2012.

Актер в военной японской форме подпрыгивает и пинает ногой актера в одежде сельского жителя. Реконструкция проходит в тематическом парке культуры в провинции Шаньси, Китай, 20 октября 2012. По сценарию, китайские солдаты издеваются над сельским жителем. 8-я армия - одно из соединений Национально-революционной армии Китая, контролировавшееся китайскими коммунистами.

Актеры в военной форме венгерской и австрийской династии Габсбургов восстанавливают первый этап битвы 1849 года. Снимок сделан в Isaszeg, Венгрии, 6 апреля 2013 года.

Актеры в масках принимают участие в фестивале «Cavalhadas», Бразилия, 19 мая 2013 года. Этот трехдневный , посвященный победе средневековых рыцарей над маврами, является традицией, введенной в 1800-х годах португальским священником по случаю вознесения Христа.

Актеры готовятся к реконструкции боев за Берлин 1945 года. Снимок сделан в Германии 29 апреля 2013 года.

Реконструкция знаменитой битвы Наполеона под Аустерлицем в 1805 году, вблизи южного моравского городка Славков.
Решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции вошло в историю, как «битва трех императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I.

Актеры из театра «Iere Productions» играют роли наемных индийских рабочих и британской полиции во время реконструкции прихода индийцев в Тринидад и Тобаго. Страна отмечает этот праздник 30 мая каждого года.

Мужчина в костюме самурая верхом на лошади стреляет из лука по цели. Снимок сделан в парке Сумида в Токио, 20 апреля 2013 года. Лучник принимает участие в ябусамэ во время демонстрации боевых искусств самураев.
Ябусамэ – это вид стрельбы из лука в Японии, когда лучники, использующие специальные стрелы с наконечником в виде репки, стреляют прямо из седла. Этот вид стрельбы из лука зародился в начале периода Камакура (1192-1334), когда Минамото но Ёритомо встревожился, заметив нехватку навыков стрельбы из лука у своих самураев, и стал проводить среди них учения.

Реконструкции сражения в Первой мировой войне. Бухарест, 15 июня 2013 года.

Военно-историческая реконструкция знаменитой битвы под Аустерлицем 1805 года. Снимок сделан в палатке во время перерыва у актеров.

Дети принимают участие в военном параде, который проходил в парке развлечений в Пхеньяне по случаю Международного дня защиты детей 1 июня 2013 года.

Британские солдаты. Военно-историческая реконструкция времен Второй мировой войны.

Актеры принимают участие в исторической реконструкции Крестного пути. Бухарест, 3 мая 2013 года.

На снимке изображен Сатана. Воссоздание Страстей Христовых в Мехико.

Историческая реконструкция Распятия. Манила, Филиппины.

Форт Ринелл - сооружение викторианской эпохи. Англичане построили форт в период с 1878 по 1886 года для того, чтобы из него могло стрелять одно единственное орудие - 100-тонная пушка Армстронга! Пушка калибра 450 миллиметров, длинной более 9 метров и весом более 100 тонн легко уничтожала суда на расстоянии в 2 километра, а дальность ее стрельбы была около 6 км. Валлетта, Мальта.

Военно-историческое воссоздание Битвы при Кербеле, которое произошло между отрядом внука пророка Мухаммада Хусейна ибн Али и силами халифа Язида I 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года) в Кербеле на территории современного Ирака.

Мусульмане-шииты реконструировали битву при Кербеле во время фестиваля Ашура в шиитском районе Садр-Сити в Багдаде, Ирак.

Камбоджийские студенты отметили 20 мая «День гнева» - день памяти жертв геноцида, произошедшего там в семидесятые годы прошлого века.

Военно-историческая инсценировка сражения 1812 года на Березине, в ознаменование 200-летия битвы, недалеко от деревни Bryli, около 115 км к востоку от Минска. Бои между французскими корпусами и русскими армиями Чичагова и Витгенштейна на обоих берегах реки Березина во время переправы Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

Гражданские лица дают отпор солдатам Красной Армии во время инсценировки битвы за Берлин 1945 года.

Военно-историческая реконструкция Битвы при Гастингсе 1066 года. Сражение происходило между англосаксонской армией короля Гарольда Годвинсона и войсками нормандского герцога Вильгельма. Битва длилась более десяти часов. Армия короля Гарольда была полностью разгромлена: на поле боя остались лежать несколько тысяч отборных английских воинов, был убит сам король, а также два его брата. Англия, 14 октября 2012.

Актеры проходят мимо ряда переносных туалетов.

Историческая реконструкция - довольно молодой вид хобби. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихсяисторией, романтическим духомсредневековьяиискусством. ВРоссиисуществует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивныетурниры.Фестивалии массовые постановки сражений проводятся, в основном,клубами исторического фехтования и реконструкциипри поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкцияКуликовского сраженияилиБородинской битвыв России или реконструкцияГрюнвальдской битвыза границей).

Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Историческая реконструкция - это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также - его (восстановления) результат.

Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Историческая реконструкция как хоббипоявилась в странахСНГ(тогда ещё -СССР) в конце1980-х годов. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего изкостюма,доспеха,оружияи бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:

живая история;

турниры (бугурты) - в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Живая история (или англ.living history) - научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история - это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры (а также бугурты - реконструкция полевых сражений) - сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Античность;

Раннее Средневековье(VII-XI век);Высокое Средневековье(XII-XIII века);Позднее Средневековье(XIV-XV века);Новое время(XVI-XVII века);Наполеоновские войны;Первая мировая война;Вторая мировая война;Холодная война(военные конфликты 1946-1991 годов)

В последнее время активно развиваются новые направления.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Исторические реконструкторы - фанаты исторических эпох, идеологии, духовности.

Реконструкторы - люди, занимающиеся воссозданием быта,ремёсел,традицийи боевого искусства конкретнойэпохиконкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовленииоружия,одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себедоспехии оружие. Многие также занимаютсяисторическим фехтованием.

Благодаря тому, что многие ролевикитакже зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий наролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.[источник не указан 1055 дней]Впрочем случаются и неординарные случаи, когда в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Хотя, вследствие всё того же пренебрежения со стороны реконструкторов возникают внутренние конфликты, и подобные организации с легкостью разваливаются.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфическихимиджевыхаксессуаровисторической направленности, таких, как историчные кольца иамулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфическогомировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации - такие, как войскавермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример - фильм «Александр. Невская битва»). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР - «Сам Себе Реконструктор»).

Движение Ролевых Игр (ДРИ), Ролевое движение, ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередьролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движенияисторических реконструкторов,толкинистов,хардболистов,страйкболистовипейнтболистов. Ролевое движение выделяют и какхобби, и каксубкультуру, для которой характеренсвой жаргон, своя музыка (см.менестрели), своя литература (в основномфэнтези) и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е годы на базе Клубов Любителей Фантастики.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты- кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

В настоящее время существуют критики данного термина. Исходя из того, что слово «движение» в данном контексте понимается как общность людей, имеющих некоторую цель, они говорят о том, что данный термин приносит неверный смысл в пониманиеролевых игробщественностью, так как оные являются самоцелью и не преследуют каких-либо политических, социальных или иных целей.

играют в полигонные игры и ролевые игры живого действия. Это своеобразный театр, где люди перевоплощаются в героев книги, легенды, истории, сказки или выдуманных героев и проживают их жизнь. Полигонные игры, как правило, проводятся в несколько дней, и все их участники за эти дни должны организовать лагерь, крепость (если нужно), спланировать игру и прожить, чаще всего, в лесу, игровой период.

Вообще началом ролевого движения считается далёкий 1989 год, когда члены Клуба любителей фантастики решили инсценировать действие, описанное в одной из книг Дж.Р.Р. Толкиена. Идея понравилась, и вскоре возник ежегодный фестиваль, на котором проводились игры именно по произведениям Дж.Р.Р. Толкиена. Поэтому смело можно сказать, что первыми ролевиками на отечественных просторах были толкиенисты. С развитием ролевого движения выяснилось, что кроме Толкиена есть ещё великое множество писателей, по чьим произведениям можно ставить игры. Костюмы для ролевых игр сначала делались из подручных материалов, но со временем создание ролевых костюмов вышло на качественно новый уровень. Сегодня не проблема найти специализированные места продаж реконструкторского оружия, украшений, одежды и обуви. Изготавливаются все эти диковинки вручную в специальных мастерских, доспехи делаются индивидуально для каждого заказчика.

С развитием ролевого движения появлялись различные ролевые клубы, создавались целые школы фехтования. Сейчас разработан стандарт для проведения ролевых фестивалей, рыцарских турниров и поединков. Внутри ролевого сообщества начали выделяться отдельные группы со своей специализацией. К примеру, кто-то занимается исключительно фехтованием и борьбой, участвует в поединках; кто-то занимается реконструкцией определённой исторической эпохи и старается точно воспроизвести одежду и быт своего периода, кто-то специализируется на реконструкции только танцев – танцоры могут показать своё искусство на тематических балах. Мужчины на играх воюют, обучаются фехтованию на мечах, устраивают поединки. Женщины обустраивают лагерь, готовят и танцуют, некоторые также участвуют в «битвах» наравне с мужчинами и часто не хуже их орудуют мечом. Со специализацией всё теперь ясно, но кто занимается непосредственно организацией игры, продумывает ход действия и распределяет роли? Это уже дело мастера. Тут тоже всё понятно – мастер «мастерит» игру. Как правило, мастер относится к ролевикам старшего поколения, в свою бытность отыгравший бессчётное количество игр.

Ни одно ролевое мероприятие не обходится без человека с гитарой. В ролевой среде приветствуется фолк (особенно ирландский и шотландский), средневековая музыка, фолк-рок, авторская песня и немного хэви-метала. Людей, исполняющих песни под гитару (другие инструменты встречаются гораздо реже, но тоже имеют место быть), называют менестрелями. Примерно треть менестрелей – женщины и девушки с большими грустными глазами. Ролевая тематика специфична, и часто слова песен непонятны непосвящённому слушателю. Но в основном героями менестрельских песен становятся дамы и рыцари, эльфы и гномы, феи и драконы. Тут уж нужно блюсти законы жанра, иначе ролевая песня превращается в обыкновенную бардовскую.

По некоторым данным, число ролевиков на постсоветском пространстве приближается к полумиллиону, и эта цифра неуклонно растёт. Что движет людей на полигоны, турниры и балы? Скорее всего, это бегство от серых будней, возможность пообщаться с интересными людьми, встретить старых знакомых и найти новых, прожить жизнь сказочного героя, получить новые ощущения в экстремальных условиях. Причин здесь немало, как немало среди ролевиков поистине талантливых, разных и интересных людей. Здесь можно встретить программистов, учёных-физиков и химиков, писателей, рабочих с завода (и такое есть), учителей и врачей. Все они стремятся окунуться в волшебный мир, где есть магия и сказочные герои. Возможно, это бегство от реального суетливого мира, а может и путь к себе, ведь все мы в душе немножко дети, которые втайне верят в чудо и волшебство.

Сущность.

Главенствует, конечно, безусловная страсть к средневековью и фэнтэзи. Ролевики живут там, где селятся драконы, демоны, эльфы, гномы и прочие магические существа. Это их образ жизни, но не стоит думать, что реальность отвернулась от них. Ведь такие люди прекрасно находят себе работу, друзей, семью… Что интересно, по статистике, большая часть ролевиков либо психологи, либо программисты. Разумеется, любой из них любит костры, леса, природу, песни под гитару. Ролевое движение, прежде всего, строится на дружеских отношениях – без них в нашем мире не прожить, поэтому каждый знает, что попади он в трудную ситуацию – ему будут рады помочь. Музыка. Как говорит старая истина: «Не каждый металлист – ролевик, но каждый ролевик – металлист», Отсюда следует, что всем ролевикам без исключения присуща любовь к рок-музыке, в основном к heavy metal. Ну, и конечно, к фолк-року, стилизованному под старинную музыку… В России это либо кельтские, ирландские или славянские национальные мелодии, а также песни на ролевую тематику, которые все равно сопровождаются музыкальными деталями средневековья и фэнтэзи. Внешность.

В первую очередь, конечно, длинные волосы. Независимо от пола, 90% ролевиков носят длинные волосы. Также им присуще всяческая атрибутика исторического типа – металлические браслеты, кольца, перстни, использование различных рун, кожаные наплечники, шнурок на волосы поперек лба, ну, и все, что связано с их образом жизни. В повседневной одежде они мало чем отличаются от обыкновенных неформалов. А вот если проводиться отыгрыш или тренировка, то идут в ход древнерусские рубашки, кольчуги, доспехи, плащи, длинные красивые платья, меховые и кожаные кирасы, все это вкупе с оружием, типа меча, лука, кинжала, алебарды и т.д. Классификация. В первую очередь хотелось бы сказать, что существуют ролевики традиционные и техногенщики. Первые выступают за фэнтэзи, вторые за оружие и игры XX-XXI веков. Обычно, между ними идет легкая, почти незаметная конкуренция, даже пренебрежение друг другом. Эта статья написана о первом типе. Их как только не принято делить, но основной группой являются толкиенисты – они, в основном представляют мирный класс, который просто играет по книгам Дж. Толкиена. Основные занятия. Обычно, ролевики делятся на кланы (команды), в которых выстроена своя иерархия, есть свои плюсы и минусы, разработан свод законов, герб, устав, форма единой одежды. Каждая команда проводит тренировки, обычно на природе. В них входят упражнения в бое на различных видах средневекового оружия. У кого нет профессионального меча или посоха, могут пойти и срезать себе палку где-нибудь в лесу, чтобы упражняться в технике. Отсюда и идут постоянные усмешки над ролевикам, что, дескать, бегают с палками по лесу и колотят друг друга. Кроме физических тренировок, ролевики еще любят отыгрыши различных миров. Например, кто-то становится демоном, которому «мастер» (человек, который следит за выполнением правил и определяет ход игры), дал задание выкрасть принцессу из одного людского поселения. Соответственно принцессу охраняют другие игроки – воины-люди. Так начинается увлекательная игра с боями, разборками, договорами, соглашениями. У всех определяются плюсы и минусы, магия и сила, ловкость и здоровье. Еще одна вещь, которая у ролевиков стоит не на последнем месте, это так называемая DnD (Dungeons and Dragons) – словесная ролевая игра, в которой игрок не действует активно физически, а на словах объясняет свои действия, контактирует с другими игроками и от его поступков зависит ход игры, которую собственно и ведет «мастер». Ну, и, конечно, любой ролевик не пропустит хорошего флэшмоба! :) Вообще, ролевое движение сейчас приобретает все большие обороты. Да и вообще здорово, когда люди отвлекаются от повседневных будней и занимаются чем-то отвлеченным и необычным.

Проходят игры следующим образом:

большая группа участников - с оружием, обязательно в костюмах - едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько - жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков - команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию. По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий - эльфы, красный - люди, зеленый - гномы, коричневый - орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники - ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции. Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) - игровых эквивалентов еды и питья. Если в "стране" развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца - хотя бы за "усиление" доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем - каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком. У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) - жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар. Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар - так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово - возможное право, но блеф не запрещен. Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и "мочат" друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное - это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило - "По голове не бить". Толкинисты (от Толкин) -фэндом(неформальное(как правило)субкультурноесообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства - пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т.д.) поклонников книгДж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультуройролевиков.

Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного Мордора!" - и люди это понимали!

Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал, не обошлось и без алкоголя, но дух ролевой игры витал повсюду.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору.

Толкиенистов отличает:

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр. Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки. Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Таким образом можно сделать вывод, что Толкиенизм как субкультура имеет право на существование и оказывает огромнейшее влияние на современную культуру и молодежь. Мы рассмотрели убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. Сложно не заметить, как сильно влияет на современный мир эта культура, ведь она породила множество других произведений как печатных, так и кинематографических и музыкальных, что в свою очередь повлияло на умы людей, воспитав несколько поколений людей. Многие члены общества и общественные организации уже объективно не могут не признавать существование толкиенизма. Недавно даже православная церковь высказала свое отношение к толкиенизму (интервью одного подмосковного священника в газете "Православная Москва"): «Сказки, написанные Толкиеном, имеют право на существование... Они могут быть даже полезны, ведь смысл их сводится к борьбе сил добра и зла. Это, может быть, приведет некоторых к поискам смысла жизни, к вопросу о бытии Бога. Если же использовать эти произведения только как повод потусоваться, тогда и говорить не о чем.... В играх я тоже ничего не вижу дурного. Даже человек верующий, серьезный не чужд игры, особенно в юности. Правда, здесь есть некоторые нюансы, на которые следует обратить особое внимание. Дети вживаются в роль, чаще всего злую. Это проще, ведь пробуждение в себе сил добра требует воли. Иногда молодые люди идентифицируют себя с темными силами - с девятью злыми героями - и даже называют друг друга этими именами. Заигравшись, они могут и в жизни оставаться в этой роли. Трудно и тяжело порой бывает вернуть их в реальный мир...» Но тут есть и некоторые проблемы. Как и многие субкультуры, толкиенизм изменяется с приходом новых членов. Множество молодежи приходит сейчас к этой культуре, следуя все более простым и "низким" побуждениям, и создается угроза вырождения толкиенизма, но основания для оптимизма все равно остаются.

Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты - нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индианистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм.

Они изучают культуру индейцев, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. В 70-80 гг. Казань была одним из центров зарождавшегося индеанистского движения. Позже инициатива перешла к более многочисленным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 90-е г. К настоящему времени эта субкультура представлена слабо .