Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Open Library - открытая библиотека учебной информации. О грамматических ошибках при построении сложноподчиненных предложений Ошибка в построении сложного сложноподчиненного предложения

Предложения, состоящие из двух или нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или один из главных членов), называют сложными. Части могут соединяться с помощью союзов или только с помощью интонации. В письменном тексте части сложного предложения обычно разделяются запятой или другими знаками препинания.

Ошибки в сложносочиненных предложениях

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки».

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю».

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда».

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи».

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Ошибки в бессоюзном сложном предложении

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Ошибки в сложном предложении с различными видами связи

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Значительные речевые затруднения вызывает использование сложных предложений. Им и будут посвящены последние страницы нашего пособия.

Сложным называется предложение , имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое, например: Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид?; Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес.

Части сложного предложения, соединяясь между собой сочинительной или подчинительной связью, образуют сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Сложносочиненные предложения - такие сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами (а, но, и, зато, или … или, то … то и т.д.), например: Ты сер, а я, приятель, сед; Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении .

Сложноподчиненные предложения - такие, части которых (т.е. главное и придаточные предложения) связаны подчинительными союзами или союзными словами (что, когда, который, как, потому что, хотя и т.д.): Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин; Я не могу точно сказать, когда это началось.

1. Часто встречающаяся синтаксическая ошибка - неупорядоченность структуры сложного предложения , которая затрудняет восприятие смысла высказывания, например:

На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности (надо :

На комбинате много сотрудников, работающих по специальности и хорошо показавших себя в труде );

Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественной стороне произведения (надо :

Необходимо уделить внимание художественной стороне произведения.

Это главное или: Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественная сторона произведения );

Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже (возможно :

Комиссия осмотрела общежитие, оборудованное в здании бывшего гаража на выделенные руководством средства).

2. Иногда неточный порядок слов мешает верному осмыслению придаточного предложения: непонятно , к какому члену главного предложения оно относится, например, в предложении:

Вопрос к господину Руцкому, который не может не волновать всех нас, - не может не волновать относится к слову вопрос или к словам господин Руцкой? Очевидно, более точным будет:

Вопрос, который не может не волновать всех нас, хотелось бы адресовать господину Руцкому или: Господин Руцкой! Позвольте Вам задать вопрос, волнующий всех нас. Ещё пример: Руководители, делая незначительные уступки работникам, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку.


Возможный вариант: Руководители, стараясь предотвратить забастовку, делают работникам незначительные уступки, нисколько не улучшающие их положение.

3. Средством связи частей сложноподчинённого предложения могут служить соотносительные слова - указательные местоимения, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное, которое конкретизирует их значение, например: Особенно страшно было то , что над огнём, в дыму летали голуби .

Соотносительное слово необходимо, если в главном предложении есть частица даже, только, лишь и т.п. и если придаточное предложение поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Мы поняли только то , что Андрей провалил экзамен; Я всегда был за то , чтобы прекратить наши споры и найти разумное решение. В остальных случаях их использование необязательно или противопоказано.

В последние годы очень часто приходится сталкиваться с неоправданным или неправильным употреблением соотносительных слов . Например, в предложениях: Мы подумали то, что экзамен будет летом; Я мечтаю, то что я буду юристом - нет никаких оснований для употребления соотносительного слова то . Эта грубая ошибка требует обязательного исправления : Мы подумали, что экзамен будет летом; Я мечтаю стать юристом. Соотносительное слово может быть употреблено в неправильной форме: Таня боялась то, что Егор догадается о ее планах.

В этом предложении необходимо исправление ошибки в управлении местоимением то : Таня боялась того , что Егор догадается о её планах. Но лучше совсем устранить соотносительное слово: Таня боялась, что Егор догадается о её планах , - так как в этом предложении использование соотносительного слова необязательно, поскольку оно не влияет смысл высказывания.

4. Ошибка зачастую возникает при использовании прямой речи и замене её косвенной . В предложении: Лермонтов печалится по поводу незавидной участи своих современников и говорит, что «Печально я гляжу на наше поколенье», - прямая речь неуместна. Если же необходимо указать на стихотворение, то лучше его процитировать более полно.

Высказывание может выглядеть, например, так: Лермонтов глубоко переживает нравственную пустоту и душевную вялость своих современников. В стихотворении «Дума» он с горечью пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее иль пусто, иль темно, меж тем…» и т.д.

Другой пример: Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь брату. Надо : Мать писала Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь ему.

Примеры говорят сами за себя: Все, значит, рыцари обычно были неграмотными, и от них требовалось, чтобы они всегда, как говорится, жили со сво-ими дамами, а в походе — со своим оруженосцем и с конем; Надо сейчас тратить очень, очень большие деньги на учеб-ники, а они сейчас стоят как бы очень и очень дороговато. А не хлебом же единым в общем-то, как говорится. А сами только эксплуатируют язык, в общем-то, а он показывает обратно. В последнем примере смысл настолько искажён, что невозможно понять, что имел в виду говорящий.

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении :

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом).

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море».

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Class="clearfix">

Все грамматические ошибки, которые встречаются в речи, можно отнести к одной из трёх групп: словообразовательные (ошибочное словообразование), морфологические (ошибочное образование форм частей речи) и синтаксические (ошибки в построении словосочетаний и предложений). Познакомьтесь с примерами и проверьте себя: нет ли среди этих ошибок актуальных для вас?

1. Ошибочное словообразование .

Оно наблюдается, например, в словах будующий , над смехаться, следущий (правильно: будущий, насмехаться, следующий ).

2. Морфологические ошибки:

Неправильное образование формы существительного: не хватает время , модные польта , свежие торта (нужно: не хватает времени, модные пальто, свежие торты );

Неправильное образование формы прилагательного: более красивее, красивше (нужно: более красивый, красивее );

Неправильное образование формы числительного: с шестьсот рублями,в двух тысяча третьем году (нужно: с шестьюстами рублями, в две тысячи третьем году );

Неправильное образование формы местоимения: ихнего отца, ихние дети (нужно: их отца, их дети);

Неправильное образование формы наречия: откудова, отсюдова (нужно: откуда, отсюда );

Неправильное образование формы глагола: они хочут, ложат, ездиют, я ездию ; пиша письмо (нужно: они хотят, кладут, ездят, я езжу; когда я писал письмо );

3. Синтаксические ошибки:

Нарушение согласования: с группой ребят, увлекающимися спортом (нужно: с группой ребят (каких ?), увлекающих ся спортом );

Нарушение управления: сделать свой кабинет более красивый ; показалось о том, что (нужно: сделать свой кабинет более красивым; показалось, что );

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: растут много деревьев (нужно: растёт много деревьев или растут деревья);

Ошибки в построении предложения с однородными членами: Хочу рассказать о значении книг и почему я их люблю . (Нужно: Хочу рассказать о значении книг и о том, почему я их люблю.);

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом: Рисуя , мои мысли всегда текли спокойно. (Нужно: Рисуя, я всегда спокойно размышляю . Или: Когда я рисую, мои мысли всегда текут спокойно.);

Ошибки в построении простого и сложного предложения: Мне показалось то, что это сон. Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал . (Нужно: Мне показалось , что это сон. Ты не забудешь никогда о человеке, который столько для тебя сделал .);

Нарушение границ предложения: Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны . (Нужно: Он тяжело задумался, поэтому глаза его так печальны .);

Ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза: Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный . (Нужно: Мне нравится этот город, потому что он маленький и уютный . Сравните: Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить .)

1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка - избыточное употребление частицы бы . Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе . Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы , поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

3. Распространённая ошибка - неоправданное употребление соотносительного слова то . Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников . Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников . Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно : Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи . Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например : Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи .

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел . Правильно : Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который , иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог - автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно : Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало . Правильно : Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы . Правильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким.
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.