Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Какой воздух высоте 10 км. Какой процентный состав воздуха на больших высотах. На какую высоту поднимаются самолеты

Полезные советы

В свете регулярных жутких новостей, касающихся авиакатастроф, люди, не имеющие отношения к авиаперевозкам, невольно задумываются о безопасности перелетов . Возникают вопросы, ответы на которые нигде не найти.

Для чего нужна кислородная маска? Что опаснее - взлет или посадка? Для Вас отвечает профессиональный пилот со стажем, руководитель летной и технической подготовки капитан Дейв Томас (Dave Thomas), работающий в компании British Airways.


Безопасность полетов

У миллионов пассажиров по всему миру мысль о полете вызывает страх. А в некоторых крайних случаях это чувство и вовсе заставляет отказаться от путешествий. Обоснованы ли эти страхи? Давайте разберемся.

Сейчас перелеты безопаснее, чем 10-20 лет назад?


Полеты на современных реактивных самолетах в настоящее время имеют высокую степень безопасности.

По статистике с 2009 года на 1 млн. полетов несчастных случаев стало в 4 раза меньше. Вся система полетов в первую очередь ориентируется на повышение безопасности авиаперевозок.

Каков риск, что самолет разобьется?


Шансы, что самолет, на котором Вы путешествуете, разобьется, мизерные. Гораздо больше шансов разбиться на автомобиле, доставляющем Вас в аэропорт.

Статистика Международной ассоциации воздушного транспорта показывает, что количество несчастных случаев в мировой авиации постоянно падает из года в год.

Следует отметить, что авиакомпании не почивают на лаврах и неустанно работают для организации максимально безопасных полетов.

Опасна ли зона турбулентности?


Это, может быть, главное, что беспокоит нервных путешественников, которые приходят в ужас от небольшой тряски и объявления о пристегивании ремня безопасности. Но на самом деле не о чем беспокоиться.

В зоне турбулентности пассажиры чувствуют дискомфорт, но это не опасно. Тем не менее, всегда лучше следовать советам по безопасности и пристегнуть ремень, чтобы избежать потенциальных незначительных травм.

Капитан воздушного корабля должен консультировать пассажиров при любой турбулентности в качестве дополнительной меры безопасности.

Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 км?


Эта высота является своего рода компромиссом между эффективностью двигателя и аэродинамикой для реактивных самолетов.

Современные газовые турбины двигателей работают более эффективно на высоте около 10 км, в отличие от турбовинтовых самолетов (смесь газовой турбины и винта), которым нужна высота ниже (6-8 км).

Что рискованней - взлет или посадка?


Как взлет, так и посадка – маневры, требующие от пилота высокого уровня мастерства. Поэтому специальные государственные организации (и в первую очередь сами авиакомпании) очень строго подбирают персонал и обучают пилотов на современных тренажерах, что помогает им максимально отточить навыки управления воздушным судном.

Для маневров на некоторых аэропортах, а также во время неблагоприятных погодных условий необходимы дополнительные навыки и процедуры. Но благодаря современным тренажерам обучение пилотов становится намного эффективнее, чем это было раньше.

Почему в самолетах нет парашютов?


Пилотов учат приземляться в случае неисправностей. Это намного безопаснее и практичнее. К тому же грамотно организовать аварийную высадку пассажиров посредством парашютов крайне тяжело (даже невозможно).

Почему гражданские самолеты не летают над военными зонами?

Авиакомпании тесно сотрудничают с государственными (и не только) органами безопасности, чтобы гражданские самолеты не летали над опасными боевыми зонами.

Именно такой случай был с Malaysian Airlines (борт MH17) в июле прошлого года, когда погибло 298 человек. Авиакомпания позволяла летать своим самолетам в зоне боевых действий, недооценив риски в конфликтной зоне.

Местные авиационные власти делают оценку и рекомендации, которые затем передают в NOTAM (извещение для пилотов). А авиакомпании в свою очередь выбирают, как поступать.

Безопасность в самолете

Куда спускается вода в туалете самолета?


Что такое черный ящик?


Черный ящик на самом деле оранжевого цвета. В нем содержится записывающее устройство, на котором сохраняются все разговоры пилотов.

В современных самолетах также есть и так называемые QARs или Quick - рекордеры, которые записывают даже больше информации, чем это обычно нужно.

Почему во время посадки объявляют, чтобы пассажиры закрывали шторки окон?


Это делается для того, чтобы человек не был ослеплен и привык к большему количеству света за бортом самолета.

Объявление о закрытии шторок окон носит исключительно рекомендательный характер и обеспечивает комфорт пассажиров.

Для чего выпадают кислородные маски?


Кислородные маски в самолетах – это достаточно умный механизм , который определяет необходимость в маске путем мониторинга давления внутри самолета. Кислородные маски могут автоматически развертываться. Также есть отдельная кнопка на борту, которая делает то же самое.

Как часто у пилотов проверяются знания?


Профессиональные пилоты - это одна из самых высокооплачиваемых профессий, а потому требует регулярной переаттестации.

Все пилоты в течение двух дней проверяются на специальном тренажере каждые шесть месяцев. Их также тестируют в "живом" полете один раз в год.

Учебный курс управления новым типом самолета может занять от трех недель до трех месяцев, в зависимости от того, летал ли прежде пилот на подобных воздушных судах или нет. Для любой авиакомпании очень важна репутация, поэтому безопасность полетов является всегда главным приоритетом.

Какое место в самолете является наиболее безопасным?


Все пассажирские сидения имеют очень высокие стандарты безопасности. К тому же авиалайнеры по статистике - это самый безопасный вид транспорта в мире.

В Египте 3 ноября началась расшифровка «черных ящиков» разбившегося российского самолета. Местные журналисты, однако, еще за сутки до этого сообщили, что судя по информации на бортовых самописцах, экипаж лайнера не запрашивал у авиадиспетчеров аварийную посадку, а также, что никакого внешнего воздействия на лайнер оказано не было . Вскоре также была растиражирована новость о том, что за четыре минуты до трагедии на борту якобы появились «нехарактерные для штатного полета звуки». Между тем, в Росавиации просят воздержаться от любых выводов до того, как будут озвучены официальные результаты расследования.

Ситуацию в эфире Радио «Комсомольская Правда» мы обсуждали с действующим штурманом - Сергеем Кудряшовым .

«Перед каждым полетом самолет сам себя тестирует»

- Какова вероятность, что экипаж, зная о неполадках самолета, может отказаться от полета? Сядет ли экипаж в неисправный самолет?

Вероятность – ноль. Экипажи, которые летают на самолетах гражданской авиации, никогда не будут брать на себя ответственность, которая им не нужна. Это первое. Второе - это уровень современного состояния техники, которую сейчас эксплуатируют в авиакомпаниях. Самолеты фирмы «Airbus Industrie» оснащены многократным внутренним контролем всех систем. В том числе перед каждым полетом самолет сам себя тестирует и выдает специальный листинг – то есть, печатает состояние систем и указывает, какая из них и в каком состоянии.

Сергей Кудряшов - о крушении российского самолета

Кроме того, существуют еще системы дистанционного предупреждения. Самолет сам предупреждает компанию о том, что он неисправен. По линии связи телеметрическая информация посылается в саму авиакомпанию. Это независимо от технического персонала. И в соответствии с этим уже все прекрасно представляют, что самолет в нелетном состоянии. Если произошло внешнее разрушение конструкции на земле, имеется в виду, оторваны какие-то элементы конструкции, которые явно видны, за этим следит экипаж летный, который обходит самолет и внимательно смотрит состояние его. Кроме того, существуют наземные системы контроля. Я имею в виду человеческие – механики обходят, смотрят, заправляют. Визуальный контроль постоянно проводится на предмет целостности конструкции самолета.

Неисправный самолет летать не может. В соответствии с этим нужно тоже задавать себе вопрос, у каждого летчика есть семья, есть дети, нужно зарабатывать деньги, а не быть камикадзе для того, чтобы делать нарушение за нарушением, пытаться лететь на том, что лететь не может в принципе. Я считаю, эту версию нужно исключить из рассмотрения.

«В экипаж навыки врублены топором»

- Сколько нужно времени, чтобы сообщить диспетчерам об изменении обстановки?

Экипаж, который летает на самолетах типа «Эйрбас», «Боинг», на наших самолетах – на Ил-96, на других – это люди, которые прошли очень и очень серьезную школу. В них навыки врублены топором. В соответствии с необходимостью они сразу выдают те необходимые действия, которые могут совершить. Если произошло что-то с самолетом, сначала идет оценка состояния - необходимо разобраться, что происходит. Начинают мигать какие-то сигнальные табло либо появляются сообщения на экранах дисплеев, многофункциональных индикаторов, которые стоят в кабине. Либо возникают мигающие предупредительные сигналы. В них надо разобраться. Уходит какое-то время. Если мы приняли решение, что на борту неполадки, а самолет летит нормально, но мы анализируем ситуацию по сигнализации, тогда необходимо выдать речевое сообщение либо радиосообщение о том, что у нас на борту проблемы. Mayday – так называемым SOS. Вот чтобы даже эту команду выдать, нужно осознанно нажать несколько раз кнопки, чтобы команда пошла в эфир и чтобы наземные службы приняли эту команду и подготовились к тому, чтобы спасать самолет. Следующее принятое решение – о том, что самолет мы будем сажать на ближайшем аэродроме под управлением авиационно-диспетчерских специалистов, которые нас будут вести и руководить нашим заходом. Целый комплекс действий, которые надо предпринять.

В данном случае, который произошел, ничего предпринято не было. Самолет сразу перешел в неуправляемое падение. Сейчас некоторые специалисты говорят: он в штопор перешел. Штопор – это аэродинамическая фигура, которая определенными законами описывается. В данном случае такого не было. Было беспорядочное падение, которое привело к тому, что самолет в уже перевернутом состоянии упал на землю. И, следовательно, произошло такое явление на борту катастрофическое, что не позволило экипажу сделать ни одного действия, которое предписывает им руководство по летной эксплуатации воздушного судна и действия в особых условиях.

«Есть версия, что состоялась взрывная декомпрессия самолета»

- По всей видимости, они погибли моментально?

Они либо погибли моментально, либо находились в таких условиях, что им тут же нужно было бороться за живучесть воздушного судна, спасать пассажиров, действовать всеми доступными им средствами для того, чтобы предотвратить катастрофическое развитие ситуации.

- Появилась информация, что перед тем как лайнер пропал с экранов радаров, на записи из кабины пилота появились нехарактерные для штатного полета звуки. Что это может быть?

Тут нужно дождаться расшифровки речевого самописца, который записывает все звуки, которые происходили при радиообмене, при переговорах внутри кабины, при переговорах между кабиной экипажа и салоном пассажирским. Все звуки там записывались. Говорить о том, что появилось нечто , что-то там произошло... Мы с вами не сможем оценить точно, что произошло в этой ситуации.

Сегодня была опубликована версия о том, что специалисты признают, что состоялась взрывная декомпрессия самолета. То есть, практически давление, которое было в кабине, полностью сравнялось с атмосферным на высоте 10 тысяч метров.

Когда мы летим с вами, в кабине у нас атмосферное давление, которым мы привыкли дышать, а на 10 тысячах метров произошла мгновенная разгерметизация, которая привела к тому, что у нас сразу ушло привычное для жизнедеятельности людей давление. Это говорит о том, что сразу, в какие-то доли секунды это произошло. И весь состав, который находился в самолете, он уже был обездвижен, как минимум.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

«Люди фантазируют»

Новость о «нехарактерных звуках» на борту в эфире Радио «Комсомольская Правда» прокомментировал также бывший пилот, специалист по безопасности полетов Александр Романов. Эксперт считает, что верить сейчас любой информации нельзя - нужно дождаться официальных заявлений.

Александр Романов - о вбросах в СМИ

Я думаю, что это совершенно недостоверная информация. Потому что первая информация была о том, что пилоты доложили об отказе техники. Еще писали, что были стоны слышны из-под обломков. Это все какая-то очередная утка или вброс. Люди фантазируют иногда, сами знаете, - предупредил специалист. - Мне кажется, ящики еще не расшифровывали. Потому что окончательно комиссия не сформирована, а без нее открывать их не могут.

Выражаем соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе.

Эксклюзив ВГТРК с места катастрофы: увиденное вызывает озноб. Обломки российского самолета, потерпевшего крушение в Египте, разбросаны на территории примерно в 30 квадратных километров, об этом заявил в эфире телеканала "Россия24"

Куда же целиться? Мэги грохнулся на каменный вокзальный пол, но его падение затормозилось, когда он за момент до этого пробил стеклянную кровлю. Больно, зато спасительно. Сгодится и стог сена. Некоторые счастливчики остались живы, угодив в густой кустарник. Лесная чаща — тоже неплохо, хотя можно напороться на какой-нибудь сук. Снег? Просто идеально. Болото? Мягкая, покрытая растительностью трясина — самый желанный вариант. Хамильтон рассказывает о случае, когда скайдайвер с нераскрывшимся парашютом угодил прямо на высоковольтные провода. Провода спружинили и подбросили его вверх, сохранив ему жизнь. Самая опасная поверхность — вода. Как и бетон, она практически несжимаема. Результат падения на океанскую гладь будет примерно таким же, как на тротуар. Разница только в том, что асфальт- увы! — не раскроется под вами, чтобы навсегда поглотить разбитое тело.

Не упуская из виду намеченную цель, займитесь положением вашего тела. Чтобы снизить скорость падения, действуйте, как парашютист при затяжном прыжке. Раскиньте пошире ноги и руки, запрокиньте повыше голову, расправьте плечи, и вы сами собой развернетесь грудью к земле. Ваше лобовое сопротивление сразу вырастет, и появятся возможности для маневра. Главное — не расслабляйтесь. В вашем, откровенно скажем, затруднительном положении вопрос, как подготовиться к встрече с землей, остается, к сожалению, до конца не решенным. В журнале War Medicine от 1942 года была опубликована статья на эту тему. В ней говорилось: «В попытке избежать травм большую роль играет распределение нагрузок и их компенсация». Отсюда рекомендация — падать нужно плашмя. С другой стороны, доклад 1963 года, опубликованный Федеральным агентством авиации (FAA), утверждает, что оптимальной для сохранения жизни будет классическая группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени повыше, голени прижаты к бедрам. В том же источнике отмечено, что выживанию при катастрофе весьма способствует натренированность в таких видах спорта, как борьба или акробатика. При падении на твердые поверхности особенно полезно было бы иметь некоторые навыки в восточных единоборствах.

Японский скайдайвер Ясухиро Кубо тренируется так: выбрасывает из самолета свой парашют, а затем выпрыгивает сам. Затягивая процесс до предела, он догоняет свое снаряжение, надевает и после этого дергает за кольцо. В 2000 году Кубо выпрыгнул на высоте 3 км и провел в свободном падении 50 секунд, пока не догнал ранец со своим парашютом. Все эти полезные навыки можно отрабатывать и в более безопасной обстановке, например в тренажерах свободного падения — вертикальных аэродинамических трубах. Впрочем, тренажеры не позволят вам отработать самый ответственный этап — встречу с землей.

Если вас ждет внизу водная поверхность, готовьтесь к быстрым и решительным действиям. По оставшимся в живых любителям прыгать с высоких мостов можно сделать вывод, что оптимальным был бы вход в воду «солдатиком», то есть ногами вперед. Тогда у вас будут хоть какие-то шансы выбраться на поверхность живым.

С другой стороны, знаменитые ныряльщики со скал, оттачивающие свое мастерство неподалеку от Акапулько, считают, что лучше входить в воду головой вперед. При этом руки со сплетенными пальцами они выставляют перед головой, защищая ее от удара. Вы можете выбрать любую из этих поз, но постарайтесь до самой последней секунды сохранять парашютирующую позицию. Затем, над самой водой, если вы предпочтете нырнуть «солдатиком», настоятельно рекомендуем вам изо всех сил напрячь ягодицы. Объяснять, почему, было бы не слишком прилично, но вы наверняка и сами догадаетесь.


Какая бы поверхность вас внизу ни ждала, ни в коем случае не приземляйтесь на голову. Исследователи из Института безопасности дорожного движения пришли к выводу, что в подобных ситуациях основной причиной смерти оказывается черепно-мозговая травма. Если вас все равно несет головой вперед, лучше уж приземляйтесь на лицо. Это безопаснее, чем удар затылком или верхней частью черепа.

07:02:19 Высота 300 метров

Если, выпав из самолета, вы занялись чтением этой статьи, то к настоящему моменту дошли как раз до этих строк. Начальный курс у вас уже есть, и теперь пора взять себя в руки и сосредоточиться на стоящей перед вами задаче. Впрочем, вот еще кое-какая дополнительная информация.

Статистика показывает, что в случае катастрофы выгоднее оказаться членом экипажа или ребенком, и если есть выбор, лучше терпеть крушение на военном самолете. За последние 40 лет зафиксировано по крайней мере 12 авиакатастроф, когда в живых оставался только один человек. В этом списке четверо были членами экипажа, а семь — пассажирами в возрасте до 18 лет. Среди спасшихся Мохаммед эль-Фатех Осман, двухлетний ребенок, который пережил крушение «боинга» в Судане в 2003 году, приземлившись среди его обломков. В прошлом июне, когда неподалеку от Коморских островов потерпел крушение лайнер Yemenia Airways, в живых осталась только 14-летняя Бахия Бакари.


Выживание членов экипажа можно связать с более надежными системами пассивной безопасности, а вот почему чаще в живых остаются дети — пока не ясно. В исследованиях FAA отмечается, что у детей, особенно в возрасте до четырех лет, более гибкие кости, мышцы более расслаблены и более высокий процент подкожного жира, эффективно защищающего внутренние органы. Люди маленького роста — если их голова не высовывается из-за спинок самолетных кресел — хорошо защищены от летящих обломков. При небольшом весе тела ниже будет и устоявшаяся скорость падения, а меньшее лобовое сечение снижает шанс напороться при приземлении на какой-нибудь острый предмет.

07:02:25 Высота 0 метров

Итак, приехали. Удар. Вы все еще живы? И каковы ваши действия? Если вы отделались мелкими травмами, можете встать и закурить, как поступил британец Николас Алкемейд, бортстрелок хвостового пулемета, который в 1944 году после падения с шестикилометровой высоты приземлился в заснеженную чащобу. Если же без шуток, то впереди вас ждет еще немало хлопот.

Вспомним случай с Юлианой Копке. В 1971 году в канун Рождества она летела на самолете Lockheed Electra. Лайнер взорвался где-то над Амазонкой. 17-летняя немка пришла в себя на следующее утро под пологом джунглей. Она была пристегнута к своему сиденью, а вокруг валялись груды рождественских подарков. Раненная, в полном одиночестве, она заставила себя не думать о погибшей матери. Вместо этого она сосредоточилась на совете отца-биолога: «Потерявшись в джунглях, ты выйдешь к людям, следуя за течением воды». Копке шла вдоль лесных ручейков, которые постепенно сливались в речки. Она обходила крокодилов и колотила по мелководью палкой, чтобы распугать скатов. Где-то, споткнувшись, потеряла туфлю, из одежды на ней осталась только рваная мини-юбка. Из еды при ней был только пакет конфет, а пить приходилось темную, грязную воду. Она не обращала внимания на сломанную ключицу и на воспалившиеся открытые раны.

Отправляясь в путешествие на самолете, оставив позади не самый комфортный момент взлета, пассажир за считанные минуты оказывается в заоблачных высотах. При чистом небе через окно самолета можно видеть проплывающие далеко внизу кусочки земли, в пасмурную же погоду самолет оказывается выше туч, которые тоже проплывают где-то под ним.

На какой же высоте летают пассажирские самолеты? После взлета часто объявляют, что борт находится на высоте в 10 км. У любознательного человека наверняка возникает вопрос – почему полеты выполняются именно на такой высоте, чем она лучше других?

На какую высоту поднимаются самолеты?


10 км высоты – это средний показатель. Как правило, речь идет о диапазоне в рамках 9-12 километров, где прокладываются курсы самолетов, которые перевозят пассажиров. Причем выбирает высоту не пилот. Вопрос решается диспетчером, именно он производит расчет высоты для каждого отдельно взятого рейса. Пилот же обязан слушать все руководства диспетчера и в точности выполнять их. В противном случае возникает риск столкновения с другими бортами – такое крайне редко, но случается.

: самолеты могут подниматься на высоту более 37 километров. Но речь идет не о гражданских бортах, а об истребителях-перехватчиках. У них совершенно другие технические показатели.

Высота и показатели воздуха


Высота и давление

Известно, что на большой высоте воздух разреженный. Это объясняется простым обстоятельством. Атмосфера планеты удерживается ее же силой притяжения. Сила эта мощнее всего проявляет себя у поверхности, удерживая воздушную оболочку планеты, обеспечивая ей максимальную плотность именно в нижних слоях. Чем выше, тем слабее давление воздуха. Давление возрастает ближе к поверхности от веса верхних слоёв воздуха, как в океане давление растет из-за верхних слоев воды. Самолет и показатели его полета сильно зависят от показателей воздуха, от его плотности в первую очередь.

Материалы по теме:

Почему закладывает уши в самолете?

Воздух нужен для обеспечения подъемной силы, для нормальной работы двигателей. Стоит помнить, что без кислорода процесс горения не происходит, двигатель глохнет. Если плотность небольшая – это плохо, но слишком большая тоже не нужна. Оптимальные для гражданских самолетов условия наблюдаются на высоте в 10 км, в воздушном коридоре от 9 до 12 км в зависимости от погодных и других условий.

Слишком большая плотность не нужна по той причине, что она не дает развивать необходимую скорость. Плотные воздушные массы тормозят движение самолета точно так же, как вода тормозит движения пловца. Каждый человек замечал, что в воде не удается быть таким быстрым и ловким, как на суше. Это происходит по причине более высокой плотности водной среды по сравнению с воздушной.

Материалы по теме:

Почему окна самолета круглые?

Подобная же разница, не столь выраженная для человека, но весьма ощутимая для самолета, который движется со скоростью в несколько сотен километров в час, наблюдается и между воздушными массами на разной высоте. Помимо проблем с развитием скорости, полет на малой высоте приносит большие топливные расходы, в то время как при движении в более разреженных воздушных массах топлива тратится меньше. Это взаимосвязанные явления – чтоб продвигаться в более плотном пространстве, требуется больше энергии, а следовательно, больше топлива.

Материалы по теме:

Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?

Оптимальные показатели высоты

Плотность воздуха в таких пределах остается достаточной, чтобы удерживать на лету борт, летящий с указанной скоростью. На больших высотах требуется развивать более значительную скорость. Так, при полете на высоте в 12-15 км гражданский самолет мог бы передвигаться только на сверхзвуковых скоростях, в противном случае воздушные массы не смогли бы удержать его на лету.

Современные конструктивные характеристики гражданских самолетов делают для них оптимальной именно эту высоту. Впрочем, они вполне могут летать и на других высотах, если это необходимо, несколько выше или гораздо ниже. Но это нерационально, и может оказаться опасным. Пилоты гражданских рейсов отвечают за жизни сотен людей, находящихся на борту, им нет никакого смысла рисковать, это было бы безответственно. Потому они придерживаются задаваемых им пределов, а диспетчер стремится провести каждый из самолетов наиболее безопасным и рациональным для него путем.

Материалы по теме:

Почему у пассажирских самолетов два или четыре двигателя?

Таким образом, высота в 10 км оптимальна для гражданских самолетов по причине плотности воздуха и других показателей окружающей среды, характерных для таких высот. Это наиболее рациональная, экономичная, безопасная, удобная высота, в рамках которой проходит весь основной путь самолета, исключая моменты его взлета и посадки, либо нештатные ситуации, связанные со встречными рейсами в коридоре, погодными условиями, другими обстоятельствами, когда пилоты оказываются вынужденными лететь выше или ниже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

  • Почему перед дождем ласточки…

Большинство «первооткрывателей» воздушного пространства очень переживают перед первым полетом. Одних пугает высота, других скорость, третий «а вдруг упадет», четвертые переживают, что воздуха всем может не хватить. В общем, причин много. Основная, конечно же, это, все же, высота. По большому счету нет поводов для переживаний, потому как самолеты являются самым безопасным средством передвижения в мире.

В этой статье речь пойдет о том, на какой высоте летают пассажирские самолеты, мы предоставим также информацию для сравнения высот следования других воздушных судов, а также выясним, что подразумевает под собой фраза «идеальная высота».

Высота пассажирского самолета варьируется от 10 до 12 км

Большинство людей полагает, что высота воздушного судна – 10000 метров. Возможно, но на самом деле крупные пассажирские суда летают от 9 до 12 км над уровнем земли.

Выбор высоты, так называемой «идеальной», не является случайным или универсальным для всех. Для каждого самолета имеется именно свой определяющий уровень полета, где расход топлива сводится к минимуму, а сопротивление становится небольшим.

Важно! Чем выше поднимется лайнер, тем меньше плотность воздуха. Для каждого судна имеется свой коридор следования, и соотношение силы трения к количеству воздуха для сгорания является оптимальным.

Эффективная высота выбирается командиром корабля не случайно, а исключительно исходя из технических характеристик самолета, где выбирается середина между скоростью и потреблением топлива. Собственно, это и является ответом на вопрос, почему самолеты летают на высоте 10 км.

Скорость самолета и высота взаимосвязаны друг с другом

Следует отметить, что большое количество топлива расходуется именно в момент совершения взлета, собственно потому самолеты плавно и одновременно быстро поднимаются ввысь.

По достижении самолетом необходимых в воздушном пространстве значений, рекомендуемых диспетчером, на борту отключается лампочка ремня безопасности и с этого момента разрешается расстегивать ремни безопасности.

Определение высоты полета

Параметры наиболее подходящих маршрутов варьируются от погодных условий, дальности следования и технических характеристик самого самолета. Как уже ранее говорилось, высота пассажирского лайнера колеблется от 9 до 12 км. А вот идеальную высоту для воздушного судна выбирает диспетчер, исходя из метеоусловий.

Зачастую используется правило: воздушные суда, которые летят на восток, юго-восток, северо-восток – их коридор на высотах 9 и 11 тысяч метров над землей; самолеты, которые летят в сторону запада, юго-запада и северо-запада – их коридор 10 и 12 тысяч метров.

Исходя из этого, диспетчеры авиакомпаний определяют, какой коридор будет наиболее выгодным для лайнера и сообщают эшелон и уровень следования.

Все диспетчеры авиаперевозчиков работают в специально оборудованных штаб-квартирах и осуществляют контроль всех полетов от взлета до самого приземления.

На экранах радаров видно, где находится самолет, состояние его систем, коридор следования и атмосфера впереди. Более того, диспетчеры постоянно находятся на связи с бортом и при возникновении различных проблем стараются оперативно их решить.

Бытует мнение, что максимальная высота полета пассажирского самолета над землей – выше 12 км. Это не совсем верно. Редко, когда уровень 12 км над уровнем земли превышается . Если самолет взлетает выше данной отметки, он просто начнет сваливаться из-за слабой плотности воздуха. Также при завышенной высоте мощность двигателей спадает, а расход топлива начинает увеличиваться.

Небесные дороги

Как бы не звучало странно, но дороги в небе тоже существуют. И их прокладывают не только на определенных уровнях от земли, но и по самым удобным местом для перелетов. Иначе их еще называют «реактивными маршрутами».

Все страны выдают разрешение на пользование воздушным пространством, и в случае военных действий либо природных аномалий часть дороги перекрывается. Также эти данные используются при прокладывании маршрутов вместе с метеоинформацией, контролем движения и регулировки их следования.

Диспетчеры авиаперевозчиков работают в специально оборудованных штаб-квартирах

Стоит отметить, что в небе каждую секунду одновременно совершают полеты в разные стороны больше 5 тысяч воздушных судов , и всеми ими управляют диспетчеры. Допустим, если необходимо судну обойти грозу или турбулентность, он может гулять по эшелону, но самостоятельно пилоту коридор менять без согласия диспетчера категорически нельзя.

Стоит также отметить, что движение по коридорам между самолетами тоже имеется, оно должно быть не менее 10 тысяч метров – это так называемое боковое эшелонирование . Если это зона аэропорта – это одни коридоры, если речь ведется о маршрутах дальнего следования – другие.

Следует также знать, что скорость самолета и высота взаимосвязаны друг с другом. Как было ранее сказано, на разных высотах разная плотность воздуха, отсюда и изменение сопротивления.

Так как самолет – конструкция как таковая аэродинамическая, его движение происходит посредством взаимодействия с воздухом. На большой высоте плотность меньше, сопротивление потока ослабевает, а также подъемная сила становится меньше.

Если подключить нехитрые подсчеты, то будет картина более ясной. К примеру, если у самолета оптимальная скорость 900 км/ч, то ему выгодно с точки зрения расхода топлива летать на высоте 9-10 тысяч метров над уровнем земли. Финансовая экономия у компаний на первом месте, ну а безопасность пассажиров и метеоусловия уже второплановые.

Сравнение высот самолетов

Движение в небе также интенсивно, как и на обычных дорогах. И если понаблюдать в ясную погоду, то можно увидеть как несколько самолетов одновременно летят на разной высоте. Это зрелище бесспорно завораживает. Остается только восхищаться точным расчетам диспетчеров и профессионализму пилотов.