Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Православная скульптура. Шартрский собор (скульптура). Размеры и форма

Традиции религиозной скульптуры в христианском искусстве существуют очень давно. Согласно преданию, святое изваяние Христа было создано из дерева свидетелем крестной казни Спасителя Никодимом.

Скульптура всегда присутствовала в храме, часто в виде киотной скульптуры или декоративных рельефов. Прекрасная скульптурная пластика украшает стены храмов Владимиро-Суздальской Руси.

В Древней Руси был особо любим и почитаем Святитель Николай. Его образ чаще всего создавали в виде барельефных ростовых фигур.

В Пермском художественном музее находится уникальная коллекция деревянных статуй Христа.
Это настоящие шедевры ПРАВОСЛАВНОЙ СКУЛЬПТУРЫ.



Помимо больших статуй, русскими резчиками создавались рельефы для храмов с образами ангелов, серафимов и херувимов.

Величественный Исаакиевский собор украшают 350 барельефов и статуй из бронзы и меди. Большая часть из них выполнена способом гальванопластики по моделям Клодта, Витали и Пименова.
Этот проект Монферан задумывал как синтез скульптуры и архитектуры. Четыре портика заполнены рельефами на евангельские и исторические сюжеты. По углам фронтонов расположены прекрасные статуи апостолов. Мне очень нравится архитектурно-пластический мотив, когда барабан главного купола окружают колонны, красиво продолженные фигурами ангелов.


Прекрасным образцом классических рельефов является скульптурное убранство Троицкого Собора Александро-Невской Лавры. Они не нарушают гармонию архитектурных масс и плоскостей стен. В этих пяти композициях на библейский сюжет Шубин использует невысокий рельеф, который не выступает за пределы фасадной плоскости. Каждая из этих пяти композиций воспринимается как отдельное,
законченное произведение искусства.

ПРАВОСЛАВНАЯ СКУЛЬПТУРА сильно отличается от католической. В произведениях русских мастеров нет безудержной динамики, эффектной декоративности и нервной экспрессии католической скульптуры, она более лирична, спокойна и одухотворена. Русский художник находит выразительность образа внутри церковного канона и сложившейся традиции.


В 1999 году наши специалисты работали над скульптурами для Храма Христа Спасителя в Москве.

В 2009 году коллектив творческой мастерской участвовал в конкурсе проектов памятников Андрею Первозванному в Кронштадте.


По благословлению отца Сергия, благочинного Приозерского района, нами была создана бронзовая скульптура «Архангел Михаил», установленная на подворье Храма Коневской иконы Божией Матери.

Так же выполнен ряд мраморных рельефов и скульптур для церквей Санкт-Петербургской епархии (Митрополии).


Собственное производство позволяет нам создавать ПРАВОСЛАВНУЮ СКУЛЬПТУРУ в бронзе, дереве и мраморе. Наши специалисты работали в Русском музее и в Творческой мастерской Академии художеств России.


Мы имеем большой опыт по созданию красивых рельефов и скульптур для церквей и храмов.

Привет, дорогие читатели! В своих путешествиях вы, наверняка, не упускаете возможность заглянуть в именитый собор или заглянуть в приглянувшуюся церквушку. А случалось ли вам бывать в деревне, состоящей исключительно из таких построек? Скажете, такой не бывает? И ошибётесь. Храмы в Кхаджурахо (Khajuraho) занесены в список ЮНЕСКО и представляют кульурную ценность для всего человечества. Они, как раз, построены в одной деревне, причем светских построек на ее территории не сохранилось. Об этих уникальных строениях мы и расскажем сегодня.

Кхаджурахо – это небольшая индийская деревня с хорошо развитой инфраструктурой, построенная вокруг храмового комплекса. Расположена она в центральной части страны, штат Мадхья-Прадеш.

Название места — не оригинальное, т.е. в древности храмовый комплекс так не назывался. Так мы называем его сейчас. И связано оно с финиковыми пальмами — каджур. Художественно название можно перевести как «Затерянный в зарослях финиковых пальм».

Ежедневно сюда приезжают сотни туристов. Такой дикой популярностью местечко пользуется ещё и потому, что здесь находятся известные эротические скульптуры — иллюстрации камасутры.

Вообще, всё что связано с храмовым комплексом начинается со слова «очень» — очень красиво, очень интересно, очень популярно. Даже знакомство европейцев с этим местом началось с очень большого скандала.

О деревушке до 1838 года никто и не знал. После того, как в появились мусульмане, многие храмы и даже города подверглись разрушениям или были оставлены жителями. Учёные предполагают, что храмовый комплекс в Кхаджурахо был покинут именно по этой причине. Постепенно джунгли поглотили и надёжно укрыли город. Возможно, по этой причине многие здания уцелели. Веками они ждали своего часа.

И вот британский военный инженер Д.С. Барт, служивший в 1838 году в Индии, решил сократить свой обычный путь и пойти через джунгли. Прорубая себе дорогу через заросли финиковых пальм, он случайно наткнулся на древние строения. Каково же было его негодование и возмущение, когда он в подробностях разглядел скульптуры храма любви.

Представьте себе размеры скандала в скромную викторианскую эпоху.

До наших дней там из 85 (!) храмов сохранилось 22 сакральных сооружения. Светских зданий не осталось совсем. Все храмы Кхаджурахо построены в стиле нагара около IX-XII столетий нашей эры.

На территории комплекса продолжаются раскопки.

История храмов

Их возникновение ученые связывают с возрождением индуизма, выпавшим как раз на этот исторический период. Тогда город Кхаджурахо был культурной столицей династии Чандела. Помимо восьмидесяти пяти храмов, там было множество других построек, которые, к сожалению, мы уже никогда не увидим.

Весь храмовый комплекс делится на три части.

  • В западной части, наряду с другими, находятся самый известный и старейший храм Лакшмана и самый большой — Кандарья Махадева.
  • В восточной части одно из самых примечательных зданий — храм Брахма, посвященный Вишну.
  • Южная группа известна единственным храмом без эротических скульптур и храмом, славящим лингам Шивы.

Особенности строения и архитектуры зданий

Храмовый комплекс Кхаджурахо – яркий пример средневековой архитектуры севера Индии. Все древние постройки деревни посвящены вишнуизму, шиваизму, джайнизму. Все они имеют много схожего.

Размеры и форма

Все строения Кхаджурахо довольно компактны, вытянуты вверх. Они не обнесены стенами, их заменяет открытая галерея. Все они богато украшены скульптурами. Каждое такое здание состоит из нескольких важных элементов.

Вход в каждый храм выполнен как павильон. Внутри помещения есть место для молящихся, которое называется «мандалам», центральный зал, святилище или «санктум».

Конечно, нельзя сказать, что все здания выглядят абсолютно одинаково. Друг от друга их отличает множество деталей. Например, самым оригинальным считается храм Парвати, имеющий три разных купола: мечети, индуистского храма и буддийского.

Самая существенная отличительная черта этих сооружений – материал, из которого они построены. Три храма в Кхаджурахо созданы из гранита, они были построены раньше других.

Их названия: Чаусатх-Ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви.

Все остальные построены из песчаника.

Но вернемся к сходству построек.

Внешний облик

У всех храмов Кхаджурахо высокое основание, которое называется платформа-терраса. Ее периметр, как правило, украшен всевозможными орнаментами, барельефами, иллюстрирующими жизнь династии Чандела.

Главное украшение стен храмов – скульптуры – это, пожалуй, одна из самых притягательных особенностей деревни. Они изящны, стройны, грациозны, совершенны.

Внутри храмов

Войти внутрь можно через продолговатый вход, богато украшенный резными камнями. На них — традиционные индийские орнаменты, с изображенными на них диковинными животными, цветами и, не встречающиеся больше нигде, эротические скульптуы.

Интерьер построек, так же как их внешний вид, изобилует скульптурами и другими украшениями. Потолки разрисованы различными геометрическими фигурами. Ключевым же элементом интерьера считаются фигуры апсар или нимф.

Скульптуры Кхаджурахо

Вообще скульптурам здесь, как вы уже, наверное, поняли, отведено одно из ключевых мест. Всего внутри храмового комплекса представлено пять категорий скульптур.

  • Первая из них – религиозные скульптуры. Они украшают фасады зданий, расположены по строго установленному порядку.
  • Вторая – боги со своим окружением. Встречаются также на фасадах и внутри ниш на стенах. Часть из них выполнена в строгом соответствии с канонами, другая – более свободно.
  • Третья, самая обширная категория скульптур – апсары и сура–сундарис.

Сура–сундарис – прекрасная нимфа, которая занимается обычными делами: умывается, зевает, играет с ребенком, пишет письмо, играет на музыкальном инструменте и так далее.

Апсара – тоже нимфа, но она изображается танцующей.

  • Четвертая группа скульптур – правители, танцоры, музыканты, учителя, влюбленные пары в эротических позах. Все это относится к светской скульптуре.
  • Последняя же категория – животные, среди которых часто встречаются мифические.

Естественно, отдельное внимание туристов привлекает эротическая скульптура, которая даже считается символом Кхаджурахо.

Такие скульптуры можно увидеть на платформах зданий, на фасадах, а также там, где соединяются два архитектурных элемента.

Почему здесь так много эротических скульптур и какое значение они имели, до конца не ясно. Насчет этого существует несколько мнений. Некоторые ученые утверждают, что тема секса была общедоступной.

По другой распространенной версии, статуи являются иллюстрациями Камасутры. Они соединяют йогу, — духовную составляющую, с бхогой, — физическим удовольствием.

Такое соединение некоторые секты Индии считали путем к освобождению. По еще одной версии, расположение таких скульптур внизу зданий показывало место половых отношений в иерархии ценностей того времени.

Время работы

Храмовый комплекс открыт с 9.00 до 17.00.

Сколько стоит

Цены во многих из них тоже туристические, но разнообразие подобных мест дает возможность каждому выбрать то, что подходит именно ему.

Вход внутрь храмов стоит $5

Внимание! По билету из Тадж-Махала можно войти бесплатно.

Полезная информация

Рядом с храмовым комплексом находится Археологический музей. Войти туда можно по билету западной группы храмов, но только в тот же день, когда вы купили билет.

А если вы приедете сюда в марте вы попадете на фестиваль танца.

Как добраться до Каджурахо

  • В Каджурахо есть небольшой аэропорт. Самолеты летают из Дели, Варанаси и Мумбая. Цены недешевые, ориентированны на туристов.
  • Из Дели до Каджурахо ходят прямые поезда. Время в пути 11 часов.

Поезд №2448. Название поезда +U P SMPRK KRNTI. Из Дели отправляется с вокзала H NIZAMUDDIN примерно в 21.00 (время отправления периодически изменяется).

Обратный поезд из Каджурахо в Дели: № 2447A. Название поезда +KURJ NZM EXP. Время отправления в 18.15.

Стоимость билетов на поезд: 200-700 рупий. Цена зависит от класса вагона. Про них прочитайте . Купить билет онлайн можно тут .

  • Из Джанси, Агры и Гвалиор можно доехать на регулярном автобусе.
  • На такси будет быстрее. Правда, нужно учесть, что качество дорог здесь довольно низкое.

В Каджурахо все сделано так, чтобы туристам было удобно — множество отелей и ресторанов.

Каджурахо на карте Индии

На сегодня — всё. Подписывайтесь на наш блог и делитесь информацией с друзьями. До свидания.

В это время уже сложилась форма классического индуистского наземного храма кубической формы с плоским покрытием, к которому добавлялась башенная надстройка с большим количеством украшающих его скульптур. Образцом пещерного индуистского храма служит храмовый комплекс в Эллоре. Так, один из его храмов (храм Кайласа) весь - от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен - высекался из одного цельного куска камня на протяжении 150 лет, представляя собой по сути гигантскую скульптуру.

В это время появляются двух- и трехэтажные пещерные храмы. Огромные горельефы, заполняющие широкие плоскости стен и доминирующие в общем архитектурно-пространственном решении внутреннего помещения, становятся пластической основой пещерного храма. Он также украшен большим количеством скульптур. Поэтому первое тысячелетие новой эры стало временем подлинного расцвета индийской скульптуры.

В выражении идеалов и ценностей индуизма (как и буддизма) искусство скульптуры играло, пожалуй, большее значение, чем архитектура, Древнеиндийская скульптура оставалась в основном религиозной, но мастера старались передать и внутреннее состояние персонажей, даже второстепенных. Так, в статуях Будды представлена не только его сила, красота и здоровье, но и высокая одухотворенность. Такова статуя Будды из Сарнатха. Будда изображен проповедующим дхарму.

Большинство из дошедших до нас скульптур того времени имеют культовый характер, но уже тогда существовала и светская скульптура. О значимости искусства скульптуры в художественной культуре свидетельствует тот факт, что были созданы специальные руководства по скульптуре, которые содержали правила создания скульптур, прежде всего для храмов и других культовых сооружений. Были разработаны и приемы скульптурной иконографии, отличавшиеся в разных религиозных традициях - существовали буддийский, джайнский и индуистский типы скульптурной иконографии.

Трехликий Шива в пещерном храме на острове Элефанта

Величественный бюст трехликого божества, одновременно воплощавшего силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Поражают размеры этой статуи. Высота одних только голов достигает 6 м, тогда как грандиозность будто скрытого в камне туловища может только домысливаться воображением зрителей. Ощущение необычайной внутренней силы, какой-то космической мощи заключено в чрезмерно выпяченных крупных губах, тяжелом подбородке, сурово сдвинутых бровях и грозном выражении ликов, смотрящих на три стороны света

Проповедующий Будда из Сарнатха (IV в.)

Его лицо с полузакрытыми глазами обращено не к миру-страданию, а к будущему освобождению, к нирване. Формы тела сглажены, мускулатуры совершенно не чувствуется, черты лица правильны, поза свободна, от всей фигуры веет безмятежностью и отрешенностью


Храм Кайласанатха в Эллоре

Невероятные усилия, вложенные в сооружение этого монумента, уже в те времена осознавались как чудо. И поныне люди, увидевшие Кайласанатху, задаются вопросом, как можно было без сложных механизмов высечь из целой каменной глыбы такой огромный монумент

В XI в. держава Гуптов была захвачена кочевыми племенами гуннов- эфталитов. Их вторжение принесло огромный вред индийской художественной культуре. Завоеватели разрушили многие цветущие города, памятники древней архитектуры и искусства. И хотя власть эфталитов продолжалась короткий период, после них страна оказалась раздробленной на множество мелких государств. С этого времени Индия вступает в свой новый исторический этап - Средневековье.

Утверждение феодализма сопровождалось в Индии целым рядом перемен и в духовной жизни. Буддийское вероучение стало оттесняться вновь возрождающимися брахманскими верованиями, многое от них заимствуя и растворяясь в местных учениях и культах. Новобрахманское учение Средневековья укрепляло власть местных феодалов, поддерживало разобщенность страны, разделение жителей Индии на различные касты. Эти новые веяния времени ярче всего проявились в таких областях художественной культуры, как скульптура и архитектура.

В VII-VIII вв. началась вторая эпоха пещерного строительства, которая проходила под знаком прославления богов индуизма, используя для этого новые выразительные приемы. Ощущению драматизма эпохи, полной смут и тревог, стремлению прославить подвиги богов и легендарных героев отвечали и новые грандиозные масштабы храмов. Крупнейшие пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта, начавшие возводиться в VII-VIII вв. и продолжавшие сооружаться вплоть до XIII в., далеко отошли от своих буддийских прообразов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Уже ранние (VII в.) храмы Эллоры отличались большей сложностью форм, громоздкостью внутренних дворов. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом в толще скалы, достигали в глубину до 41 м. Длинные галереи, многоколонные террасы, так же как и стены храмовых помещений, были покрыты горельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса.

Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Эллоре небывалого совершенства. Массивные пухлые колонны имели капители и базы, покрытые сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов. Суровые и гневные каменные божества, взирающие на зрителей из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовности к подвигу. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворялись божествами Вишну и Шивой, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы - царя танцев, мощными ритмами своих движений осуществляющего круговращение Вселенной.

Черты нового времени с особой наглядностью проявились в монументальней скульптуре трехликого Шивы в композиции пещерного храма на острове Элефанта.

Несмотря на повсеместное развитие пещерного зодчества, оно все же не могло полностью удовлетворить потребности в повествовательных видах искусства. Поэтому одновременно с пещерными храмами в VII-VIII вв. начинают воздвигаться и наземные культовые сооружения, основная масса которых была сосредоточена в южных районах Индии. К этому времени сложились основные типы наземного храма - северный и южный. В храмах южного типа обязательной деталью была шикхара - завершение святилища в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом. Северные же храмы делали шикхару параболических очертаний с диском наверху. Образцом южного храма считается храмовый комплекс Кайласанатха, композиция которого была повторена позже в одноименном храме Эллоры. Из храмов северного типа наибольшей известностью пользуются храмы Кхаджурахо.

В VIII в. окончательно завершился в архитектуре и скульптуре переход от образов древнего искусства к образам Средневековья. Огромный строительный и скульптурный опыт позволил мастерам в VIII в. вырубать в скалах грандиозные и неповторимые по своей выразительности пространственные комплексы. Таков классический памятник раннего индийского Средневековья - храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре - вершины мира, места обитания бога Шивы). Архитекторы и скульпторы создали невероятный по трудоемкости, огромный по размерам, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором трехчастный монумент, включающий в себя пилоны, портики, галереи, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи.

VIII-XIII вв. - время подъема индийского каменного зодчества. Поражает обилие его форм, мощь воображения зодчих, безудержная повествовательная щедрость храмовой скульптуры и декоративных ремесел. Огромные храмы Индии в Средние века играли роль универсальных сводов знаний. Они были для того времени и музеями, и сокровищницами, и своеобразными научными и художественными энциклопедиями. Их стены, покрытые неисчислимым количеством статуй, можно было читать, как страницы каменных книг, увлекающих многообразием своих сюжетов, обилием фантастических персонажей.

Одним из интереснейших сооружений в Индии являются храмы в Кхаджурахо , построенные в конце X - начале XI в. Среди них шиваистский храм Кандарья- Махадева. Главным его элементом является шикхара, главная башня, возвышающаяся на высоту более 35 м над землей. Наружное оформление храма архитектурными деталями и декоративными украшениями создает эффект облегчения массы здания. Изящность и разнообразие пластического оформления как поверхности храма, так и его интерьера создают богатую живописную игру света и тени, а бесконечное количество грациозно изогнутых фигур апсар, небесных красавиц, танцовщиц и музыкантш, влюбленных пар и целых групп образует необыкновенно пластичный орнаментальный фриз. Все девятьсот скульптур и все горельефы этого храма проникнуты эротикой, являясь в каком-то смысле иллюстрациями к «Кама-сутре».

Если точнее - рельефов, поскольку помимо собственно скульптуры здесь есть много разных видов рельефа - горельефы и барельефы, отличающиеся глубиной изображения. Но о скульптуре и рельефах как раз мало кто пишет, поэтому постараюсь восполнить этот пробел и классифицировать изображения, которые характерны и для других храмов Индии.

Известно, что в Каджурахо много изображений человеческого тела в различных чувственных позах, но это далеко не все, что можно там увидеть.
Скульптуры и рельефы в храмах можно разделить на восемь категорий, кстати, большая часть нижеперечисленного будет относится и к других индуистским и джайнским храмам Индии.

1. Культовые изображения богов, собственно они для храмов самые важные.
Установленные в гарбхагриха (алтарь) и около него такие скульптуры и рельефы канонические, как в прочем и в любых других храмах Индии, вырезанные в соответствии с правилами установленными Шильпашастрой. Каноном также устанавливается соответствие и пропорция изображений относительно друг друга, своебразная иерархия размеров, где наиболее важные пурсонажи - Махадевы (верховные божества индуизма) и тиртханкары (джайнские святые) превосходят прочих величиной, такие фигуры всегда пребывают в статичных позах.

2. Статичное окружение Богов .
Второстепенная ритуальная скульптура - это обязательные в любом храме Дварапала - хранители ворот, стоящие перед входом по сторонам двери. Дварапала отличаются традицией храма и соответствует храмовому божеству и его атрибутам, например, в шиваитском храме дварапала будет вооружен тришулой, а в вайшнавском булавой, как Шива и соответственно.
В углах двора, самого храма или на его внешних стенах вы можете увидеть фигуры Дикапала - индуистских хранителей сторон света, таких фигур 8 и они часто просматриваются из центра храма. Дикапала также вооружены, у них длинные волосы и головные уборы, специальный знак шриватса на груди, а также ваханы у их ног.

3. Второстепенные небожители
Помимо основных божеств на небесах Индии обитают различные существа, составляющие их свиты - ганы и видьядхары. Они оживляют небеса и изображаются обычно в динамике, соответствующей их видам деятельности. Летающие видьядхары держат над божествами гирлянды. Игривые ганы сидят у подножия шиваиских изображений или корчат рожицы с колонн.

4. Тематические сюжеты
Это изображения королевской охоты, суда, марширующие , битвы, учителя и ученики, шествия, прочие бытовые сцены занимают платформы и фризы храмов и опоясывают их.

5. Скульптуры животных
В храмах Индии вообще много мифические и настоящих реальных животных и чудовищ. И примечательно, что многие индийские правители выбирали некое как своей царства.


Мифические яли - это существа с львиным телом и головами различных существ, таких как попугай, слон, кабан и другие. Встречаются и экзотические животные с головой слона и хвостом рыбы например. Яли вообще типичный мотив средневекового искусства.

Помимо мифических в храмах живут самые настоящие звери. Популярный сюжет слонов обычно изображается как ряд на фундаменте или на фризе храма. Большие изображены также отдельно например у входа в храм Вишванатха. Кроме слонов есть изображения птиц, львов, лошадей и верблюдов.

Бытовая сцена с верблюдами, рельеф фриза храма Лакшмана

Особое место в индуизме занимают ваханы - ездовые животные Богов. - бык Шивы всегда лежит перед входом в шиваитские храмы, и часто для него стоят даже отдельный небольшой открытый храм - мандапу напратив главного входа в основной храм, как в Вишванатхе, например.

6. Женщины в скульптуре Индии
В храмах Каджурахо довольно много тем, связанных с женщинами, олицетворением которых являются прекрасные небожительницы апсары, дакини и акшини, поэтому они занимают значительное место в скульптуре, вы можете видеть их на стенах, колоннах и другие архитектурных частях. Апсары изображаются занятыми различными повседневными занятиями женщин: с ребенком на руках, нанесения макияжа, удаление шипа из ноги, завязывание пояса на талии, мытье волос, аспасы также пишут письма, играет в мяч, и конечно танцуют и соблазняют. Средневековые тексты описывает 16 типов женских фигур в различных позах, с 15-го века подробные описания даны уже по тридцати позам женских фигур.

Скульптура Женщина играет в мяч, западная группа

Женские фигуры рассматриваются в индийской архитектуре как непременный благоприятный мотив, происхождение которого очевидно идет от богинь и духов плодородия доиндуистского периода. Многие скульптуры изображены почти или полностью раздетыми, ибо женская нагота и ее идеальные пропорции обладают не только красотой и притягательностью, но и является показателем фертильности - что имеет в индийском обществе очень большую ценность.

7. Скульптура Майтхун
Майтхуны или митхуны - это то, за чем в Каджурахо приезжает большая часть туристов - романтические пары влюбленных и эротические группы.


Майтхуны представляют хотя и не последовательно все цепочку отношений между мужчинами и женщинами, приводящих их к сексу.
Эротические рельефы Каджурахо в некоторых храмах, например, в Лашмане, разделяются по значимости, так например, женщины в соблазняющих позах и мужчины, полные желания, пристающие к своим подругам размещены на наружных и внутренних углах храма, в то время как многие собственно сексуальные сцены более крупные по размеру занимают отдельные панели на боковых поверхностях храмов.


Однако в других храмах эротические и порнографические рельефы, которым не придается особого значения, могут занимать и фризы, перемежаясь с другими бытовыми сценами. Возможно, что последнее и относится к обычной жизни людей, в то время как на верхних частях храма изображены небожители. У исследователей индийского искусства и толкователей на счет места эротики в храмах Каджурахо существует много предположений, дублировать их на индонете не вижу смысла, при желании вы сможете прочесть об этих теориях в интернете.

8. Геометрические и флоральные мотивы
Геометрические и растительные орнаменты не являются скульптурными, обычно это барельефы, которые высечены на потолках, на границах панелей и стен, на столбах и в других местах. Самым популярным, впрочем, как и вообще в индийском искусстве, орнаментом является изображение лотоса, вариации которого украшаю и пьедесталы богов и проходят отдельным фризом вокруг некоторых храмов.

Achadidi специально для сайт, собственные записи и фото


Кхаджурахо - это небольшая деревня в Индии в штате Мадхья-Прадеш, в которой сохранился уникальных архитектурный комплекс, возведенный в IX-XII веках н. э. Храмы любви в Кхаджурахо были найдены британскими военными в джунглях в 1838 году. Эти уникальные архитектурные постройки знамениты на весь мир благодаря эротическим скульптурам.


Город Кхаджурахо некогда был культурной и религиозной столицей династии Чандела, которая правила в IX-XII вв. н. э. Представители этой династии знамениты тем, что остановили нашествие мусульманской армии, а также тем, что создали храмы с изящной скульптурой. Храмы Кхаджурахо стали самыми знаковыми в средневековой индийской архитектуре. Они посвящены таким направлениям индуизма, как шиваизм, вайшнаизм, а также древней дхармической индийской религии джайнизм.


Все сохранившиеся храмы симметричны по оси восток-запад. Храмы Кхаджурахо компактны, вытянуты вверх, богато украшены скульптурой и окружены открытыми галереями. Среди архитектурных особенностей построек можно выделить также отсутствие стен вокруг храмов и наличие высоких платформ-террас. Каждый храм состоит из входного павильона, места для молящихся, центрального зала и святилища.


Изысканные скульптурные группы, которые украшают стены храмов Кхаджурахо, изображают сцены из жизни богов. Каждая статуя поражает своей утонченностью, культом совершенства и изящества, поэтому храмовая скульптура - самая притягательная достопримечательность храмов Кхаджурахо. Вся скульптура Кхаджурахо делится на пять категорий. Канонические религиозные изображения присутствуют только вдоль фасадов храмов.


Изображения богов, их окружения и слуг встречаются как на внешнем, так и на внутреннем убранстве храмов. Отличительной чертой скульптур богов является наличие головного убора, священного предмета в руках, ездового животного. Также эти скульптуры богато украшены.


Апсар и сура-сундарис - самая распространенная скульптура Кхаджурахо. Сура-сундарис - это изящная нимфа в красивых украшениях и одеждах, которая изображается в различных позах и за занятиями, которые свойственны обычной женщине. Апсара же изображается танцующей в разных позах и держит в руках цветки лотоса, зеркало, сосуд или благовония.


Светская скульптура изображает правителей, их близких, домашние сцены, а также эротические пары и группы. Именно эротическая светская скульптура Кхаджурахо наиболее известна в мире. По одной из версий, тема секса была в то время общедоступной для общества, поэтому в ней не видели ничего постыдного. Согласно же другой версии, эротическая скульптура Кхаджурахо иллюстрирует тексты Камасутры, в которой соединение духовного знания и физического удовольствия описывается как путь к достижению освобождения. Кроме того, существует версия, которая предполагает, что размещение эротической скульптуры на нижних уровнях храмов служило наглядным примером места половых отношений в иерархии ценностей человека.