Dendy: выбор, эксплуатация, ремонт. Схема, описание. Структурная схема игровой приставки DENDY Как избавиться от радиопомех, создаваемых приставкой
Схемотехника Денди по большей степени классична для любой ЭВМ: содержит микросхему процессора, видеопроцессора, оперативной памяти и прочей сопрягающей "рассыпухи". В 80-х годах прошлого столетия консоли Famicom и их «клоны» изготавливались именно в «многокорпусном варианте». Один из типовых вариантов принципиальной схемы приведен ниже (при клике на картинку открывается полномасштабный вариант - чуть более 100кб.)
Несмотря на то, что документ явно «китайского» происхождения, на нем «один-в-один» изображена схема японского Famicom редакции HVC -CPU -07 (проверено). По-сему схему можно использовать не только в целях ремонта и т.п. но и сконструировать по ней систему «с нуля».
Массовую популярность на российском рынке Денди приобрела в большей степени (чем китайцам) благодаря компании "Стиплер", - которая, по всей видимости, имела "пиратские" корни. Лично я очень сильно сомневаюсь в том, что Стиплер делала лицензионные отчисления в пользу Nintendo. Потому что как тогда, для примера, объяснить само возникновение брэнда "Денди"? - а имя оригинального разработчика, кстати, всеми усилиями скрывалось. Или, например то, что в один прекрасный момент эта фирма (казалось бы так раскрученная) внезапно исчезла? (Можете попробовать поискать на гугле...) Ну да разговор не об том. Внезависимости, занималась ли реально Стиплер работой над схемотехнической архитектурой консолей, либо же просто заказывала OEM-партии клона Famicom под своим логотипом - продукция была действительно высокого качества, не в сравнение морю явных "китайских" подделок (скупаемых "там" за копейки и мешками завозимыми к нам). Наиболее известными "ремэйками" консоли NES в исполнении Стиплер были модели "Dendy Junior" и "Dendy Classic" отличались они лишь дизайном (ну и некоторыми малосущественными нюансами), хотя "классик" стоила несколько дороже. Кстати именно дизайн Dendy Junior являлся точной копией японского Famicom , а дизайн Dendy Classic повторял дизайн «китайских» клонов (или наоборот?).
В месте с тем, за весь период своего производства "начинка" консолей (как стиплеровских так и «китайских») претерпела определенные изменения (не заметные для рядового пользователя, не отразившиеся на внешнем виде изделия и базовых функциях). Интеграция и миниатюризация в электронном мире идет огромными шагами. Первые редакции консоли были «многокорпусными» (см. схему выше) – это и все японские Famicom `ы, и первые Dendy от Стиплера, и даже китайщина концов 80-х начала 90-х годов прошлого века. Но уже к середине 90-х годов купить новую «многокорпусную» Денди было почти не реально. Первая Денди ("J unior") которую я увидел изнутри (не моя – отдали на ремонт) уже была собрана в соответствии с концепцией System-on-a-Chip (система на одном кристалле) - лишь микросхемы памяти были "внешними" - сейчас есть в моей коллекции подобная система, но в исполнении "Classic " (система PAL - на чипе 1818).
Пару слов (и картинок) о моей первой дендюшке ("J unior II "), той самой - купленной в 1995 году. Это последняя вариация консоли в исполнении "J unior" (внешний вид как у Famicom , см. картинку в уголке) - абсолютно все компоненты системы находятся в едином чипе (включая память). Фотографии обоих сторон платы приведены ниже (плата однослойная, с лицевой стороны есть лишь отдельные проволочные перемычки).
Устройство предельно простО. Микро-ЭВМ с необходимой аналоговой обвязкой плюс разъемы - ничего лишнего. Когда зарисовывал схему, складывалось впечатление, что распиновка чипа специально создавалась под конкретную топологию печатной платы, с целью минимизации всех возможных переходов и соединений. Что лишний раз наталкивает на мысль - микросхема UM6561 - есть изделие заказное (а не универсальное, массового производства). В эту пользу говорит и факт отсутствия какой-либо технической документации на данную микросхему, как у самого разработчика - UMC (кстати, достаточно крупного), так и во всевозможных информационных базах. Интересен еще и другой вопрос - "под чей заказ" делалась эта Микро-ЭВМ. Уж не сами ли Стиплер ее заказывали? ;-) С другой стороны - маловероятным кажется и то, что такой крупный мировой производитель электронной базы как UMC приняли заказ на изготовление "чипа" - клона консоли NES (разумеется, при полном отсутствие у заказчика каких любо прав на эту консоль). Тогда под какое применение (официально) был этот чип заказан? - и сколько у него "недокументированных" возможностей? Ладно, оставим мистику в стороне;-) Хотя о какой "документированности" можно говорить при полном отсутствие какой бы то ни было документации... Все что можно однозначно сказать о Микро-ЭВМ UM6561 - так это то, что в приведенном на схеме включении она полностью (нареканий вроде пока нет) эмулирует работу игровой консоли NES.
Уже в те годы китайцы жмотились на текстолит (хотя и использовали более качественный, нежели в Денди), а также имели неуемную тягу к бескорпусным микросхемам («кляксам»). Почти любая китайская консоль заката эпохи Денди – вторая половина 90-х годов века двадцатого, была сконструирована в виде однокристаллки подобной приведенной выше Dendy Junior II, но в бескорпусном варианте.
На картинке выше фотка центральной платы одной из китайских консолей, внезапно приказавшей долго жить (в далеком 1995-ом) и после почти 20-летнего ожидания в закромах – восстановленной и в настоящий момент вполне себе работоспособной;-) Трабл был в отказавшем кварце, под замену которого был специально приобретен десяток идентичных;-) Для удобства тестирования впаяны штыревые гребенки, поменяны резисторы, установлен транзистор …
Расскажу еще о более интересном - о многокорпусных консолях. В 2014 году вновь вспомнилась уже порядком подзабытая тематика о Денди и были куплены у япошек несколько б/у Фамикомов (обзорные материалы о данных консолях размещены отдельно). Здесь же коснемся архитектурной части. Логично, что Фамиком – т.е. NES , рассчитанная на японского потребителя, формирует сигнал в формате NTSC , а радиочастотный модулятор настроен на тамошюю частотную сетку (90 или 96 MHz ). Формат формируемого видео-сигнала определяется вариантом (экземпляром) видеопроцессора (PPU ). Т.к. схемотехнически различные варианты микросхем PPU идентичны, есть возможность заменить PPU (в случае «многокорпусной» консоли) и тем самым изменить стандарт формируемого видео-сигнала. Так например можно заPAL ить Фамиком … Вместе с процессором нужно будет поменять и «кварц», а в ряде случаев и сам процессор (CPU ). Варианты «наборов», позволяющих реализовать получение выходного сигнала того или иного формата представим в виде таблицы.
Формат сигнала | |||
NTSC | Ricoh RP2A03 (G,E) | Ricoh RP2C02 (G,E) | 21.47727 MHz |
Ricoh RP2A07 | Ricoh RP2C07 | 26.601712 MHz |
|
UMC UA6527 | UMC UA6528 | 21.47727 MHz |
|
UMC UA6527 (P) | UMC UA6538 | 26.601712 MHz |
|
SECAM | UMC UM6557 | UMC UM6558 + UM6559 |
Игровые компьютерные приставки семейства «Денди» к телевизору или аналогичные им очень привлекают детей. Вам повезло, вели приставка собрана на Тайване. Но чаще всего в Россию попадают приставки из Китая, в которых возникает много неполадок. Да и ребенок не всегда аккуратно обращается со своей очередной игрушкой. Не случайно производители не дают гарантий на срок более 6 месяцев. При возникновении неисправностей искать каждый раз ремонтную мастерскую вам не придется, если вы умеете держать в руках паяльник и воспользуетесь моим опытом. Для ремонта таких приставок не требуется больших знаний по радиоэлектронике, достаточно почерпнутых из школьной программы. Все наиболее часто встречающиеся неисправности можно разделить на три условные группы, указанные в порядке вероятности их возникновения. 1. Компьютер включается и показывает меню игры, но не работает джойстик. Чаще всего это связано с тем, что соединительные провода от джойстика к компьютеру подключаются через разъем, в котором они соединены не пайкой, а прижимом и со временем в этом месте окисляются, что нарушает электрический контакт. Сам разъем не разборный, и его конструкция не обеспечивает качественного соединения. Убедиться в этом можно с помощью тестера, вскрыв отключенный джойстик и прозвонив цепи пяти проводов в кабеле от джойстика до разъема (рис. 1). Некоторые джойстики соединяются с приставкой через контактную колодку внутри ее корпуса. Обрыв одного из проводов в кабеле от джойстике до компьютера в этом случае может находиться в месте частого перегиба кабеля, т. е. около корпуса приставки. Самым простым способом устранения такой неисправности будет замена кабеля или его укорочение и подпайка проводов непосредственно к соответствующим контактам разъема на печатной плате приставки. Другую причину неработоспособности некоторых кнопок джойстика можно обнаружить, осмотрев пластмассовые вкладыши под неисправными кнопками джойстика. Сломанные нужно заменить. И третья причина, по которой джойстик может не работать, - повреждение микросхемы на плате самого джойстика (она залита коричневым компаундом). В этом случае придется покупать новый джойстик. 2. Компьютер не включается. Надо проверить работоспособность блока питания (рис. 2), для чего тестером замерить напряжение 15 ±2В на контактах штекера. Вообще-то в блоке питания ломаться нечему, и чаще всего неисправность связана с нарушением контакта в проводе около штекера, который подключается к приставке. Провода легко проверить тестером, и в случае обрыва заменить вместе со штекером. Можно обойтись и без штекера, подпаяв провода к соответствующим цепям печатной платы приставки. 3. Компьютер включается, но иногда программа самопроизвольно сбрасывается в процессе работы или же ведет себя другим непонятным обрезом. Возможная причина этой неисправности - некачественная пайка основной печатной платы с микросхемами в самой приставке. В первую очередь нужно проверить качество соединений в местах подпайки микросхемы стабилизатора напряжения питания (рис. 3). На микросхеме закреплена металлическая пластина теплоотвода. Как правило, эта микросхема находится недалеко от гнезда подключения питания. Из-за отсутствия жесткого крепления теплоотвода иногда в месте подпайки микросхемы обрывается печатный проводник или же микросхема болтается из-за некачественной пайки. Для устранения подозрительных мест плату нужно аккуратно пропаять маломощным (16...30 Вт) паяльником с использованием канифоли в качестве флюса. Хорошая пайка должна иметь зеркальный блеск. Остатки канифоли с платы удаляют тряпкой, смоченной в спирте. Сами микросхемы и другие комплектующие, как правило, японского производства и имеют высокую надежность. 1.3. Принципиальная схема В этом разделе приведены подробные принципиальные схемы процессорного модуля и пультов, а также рассмотрен вариант построения картриджа с программным обеспечением 8-разрядных игровых приставок DENDY. 1.3.1. Модуль процессора В игровой приставке DENDY обычно имеются три платы: * центрального процессора; * выходных разъемов; * ВЧ модулятора и стабилизатора. Между собой платы соединены гибкими плоскими (ленточными) кабелями. Иногда встречаются варианты, выполненные на одной или двух печатных платах, однако это не влияет на схему приставки. Первоначально игровые приставки содержали несколько микросхем различной степени интеграции, причем основными являлись микросхемы центрального процессора и видеопроцессора. Развитие микроэлектроники привело к тому, что игровые приставки теперь включают только БИС типа UM6561 или ее аналог. В этой микросхеме на одном кристалле расположены центральный и графический процессоры, память и регистры ввода/ вывода. Многие видеоприставки корейского производства вместо одной UM6561 используют несколько микросхем (обычно две или три). Однако принцип работы приставки и сигналы на выходных разъемах в таком случае не изменяются, поэтому данные варианты схемы здесь рассматриваться не будут. Многокристальный вариант
Выходные сигналы первого и второго аудио-каналов микшируются и поступают на выход AU1 (вывод IС1/1), а сигналы остальных каналов - на выход AU2 (вывод IC1/2). Полный сигнал звукового сопровождения образуется путем смешивания в схеме, выполненной на резисторах R8 - R12 и конденсаторе С7, а затем подается на выходной разъем игровой приставки и на вход модулятора, формирующего ВЧ сигнал. На выводы IС1/39-37 передаются три разряда числа (D0, D1 и D2), записываемого в порт 4016h. Каждый раз, когда процессор производит чтение из порта с адресом 4016h, па выходе СК1 (вывод IС1 /36) появляется импульс низкого уровня. А если процессор читает из порта с адресом 4017h, аналогичный импульс формируется на выходе СК2 (вывод IC1/35). видеосигнал. IC2 и IC4 связаны шинами адреса, данных и управления. Микросхема видеопамяти IC4 аналогична микросхеме основного ОЗУ. Обратите внимание: в видеопроцессоре IC2 одни и те же выводы (IC2/31-37) применяются как шина данных и как шина адреса. Сначала сюда поступают младшие восемь бит адреса ячейки видеопамяти. При появлении сигнала низкого уровня на выходе ALE (вывод IC2/39) эти данные запоминаются в буферном регистре IC5 (74LS373). Затем на выходе ALE устанавливается напряжение высокого уровня, на выводах IC2/26-30 остаются старшие разряды адреса, а выводы IC2/31-37 используются как шина данных. Сигналы шин видеопроцессора также выведены на разъем подключения картриджа XS1. Полный видеосигнал с выхода VIDEO OUT видеопроцессора (вывод IC2/21) поступает через эмиттерный повторитель, выполненный на транзисторе Q3, на выходной разъем VIDEO OUT и на модулятор. Каскад усиления видеосигнала в некоторых моделях может отсутствовать. Теперь мы вкратце расскажем об основных отличиях от базовой схемы, присутствующих в других моделях. Все они касаются используемых разъемов и назначения отдельных выводов. Однокристальный вариант
Выходные разъемы
удобен для подключения различных дополнительных устройств. 1.3.2. Картридж Сменный модуль игровой приставки DENDY - картридж - содержит обычно две микросхемы ПЗУ или ОЗУ. Одна микросхема ПЗУ подключается к видеопроцессору и хранит информацию знакогенераторов. Вместо ПЗУ знакогенераторов в некоторых картриджах используется микросхема статического ОЗУ. Другая микросхема ПЗУ с программным обеспечением подсоединяется к центральному процессору. Иногда на плате картриджа располагается дополнительное ОЗУ с питанием от литиевой батареи, которое предназначено для сохранения игровой ситуации. Практически во всех картриджах, за исключением самых простых, имеется микросхема контроллера страниц памяти, выполняющая функцию программируемого дешифратора адреса. Конструктивно картридж приставки DENDY представляет собой защитный пластмассовый корпус размерами 105x90x20 мм с ключом в виде двух скосов для правильной установки. В нем располагается печатная плата с 60-контактным разъемом и установленными бескорпусными микросхемами: ПЗУ, ОЗУ и контроллера страниц. Принципиальная схема игрового картриджа без дополнительного ОЗУ с контроллером страниц типа МВС1 приведена на рис. 1.15. Картридж состоит из двух микросхем ПЗУ (IC1 и IC2) и контроллера страниц памяти IC3. Микросхема IC1 (27С128) - это ПЗУ видеопроцессора! с записанными в нем знакогенераторами. В адресное пространство видеопроцессора отдельные страницы ПЗУ помещаются по адресам 0000h - 1FFFh. Младшие разряды адреса поступают на микросхему IC1 непосредственно с соответствующих контактов разъема XS1. Старшие разряды Рис. 1.15. Принципиальная схема картриджа игровой приставки DENDY адреса VA12 и VA13 формирует микросхема контроллера страниц памяти IC3. 1.3.3. Модулятор Модулятор игровой приставки DENDY получает сигнал изображения от микросхемы видеопроцессора IC2 и звуковой сигнал от микросхемы центрального процессора IC1 и формирует полный телевизионный ВЧ сигнал в одном из метровых диапазонов. Схема модулятора не стандартизирована и определяется, как правило, фирмой-изготовителем. Однако принцип работы и состав основных узлов всегда одинаковы, так что изменения схемы не должны вызывать затруднений при ремонте. Принципиальная схема одного из возможных вариантов ВЧ модулятора приведена на рис. 1.16. Задающий ВЧ генератор выполнен на высокочастотном транзисторе Q2 (аналог транзистора КТ368А). Он формирует несущую частоту одного из телевизионных каналов. Обычно рабочая частота генератора приставки находится в пределах 170- 230 МГц и определяется элементами L1, С8 - C11 1, R9 - R11. Регулировка частоты производится изменением индуктивности катушки L1. Генератор, реализованный на транзисторе Q1 (аналог транзистора КТ3102), формирует поднесущую звука для полного телевизионного сигнала. Выходной сигнал генератора модулируется сигналом звуковой частоты, поступающим через цепь R4, С1 с входа AUDIO IN (контакт 4 разъема CN1). В зависимости от страны-изготовителя приставки частота генератора составляет 5,5 или 6,5 МГц. Точная подстройка частоты сигнала осуществляется вращением сердечника трансформатора Т1. Смеситель, выполненный на диодах D1, D2 (аналог диода КД503А), трансформаторе Т2 и транзисторе Q3, формирует полный ВЧ телевизионный сигнал. На вход смесителя поступает сигнал задающего генератора и низкочастотный видеосигнал с контакта 3 разъема CN1. С выхода смесителя ВЧ сигнал передается через согласующую цепь С15, L3 на выходной разъем RF OUT процессорного модуля. 1.3.4. Игровые пульты Для игровой приставки DENDY существует около десяти различных видов игровых пультов. Однако наибольшее распространение получили стандартный игровой пульт, входящий в Комплект поставки, турбо-пульт с дополнительными кнопками и световой пистолет. Ниже рассмотрены принципиальные схемы этих устройств, а также схема адаптера для одновременного подключения четырех пультов. Стандартный игровой пульт
отдельных кнопок. Внутри пульта установлена бескорпусная микросхема регистра сдвига, являющаяся аналогом микросхемы HEF4021B. В случае отсутствия оригинальной микросхемы можно использовать практически любой 8-разрядный регистр сдвига. Рис. 1.17. Принципиальная схема стандартного игрового пульта для приставки DENDY При нажатии кнопки во время игры на соответствующий вход сдвигового регистра подается сигнал низкого уровня. Высокий уровень при разомкнутых кнопках обеспечивается соединением входных линий регистра с шиной питания +5 В через резисторы сопротивлением 10-68 кОм. Состояния входов в регистре IC1запоминаются при поступлении импульса высокого уровня на вход РЕ микросхемы. После этого по отрицательному фронту сигнала на входе CLK (вывод IC1/10) происходит сдвиг содержимого регистра и выдача старшего разряда по шине D0 У второго игрового пульта, поставляемого вместе с приставкой, могут отсутствовать кнопки START и SELECT, однако на схему пульта и принцип его работы это не влияет. Турбо-пульт
Рис. 1.18. Принципиальная схема турбо-пульта для игровой приставки DENDY Адаптер для подключения четырех пультов
Световой пистолет
Если пистолет направлен на телевизионный экран, то на выходе D4 формируется импульсный сигнал с частотой, равной периоду кадровой развертки. 1.3.5. Блок питания Блок питания игровой приставки DENDY состоит из внешнего сетевого адаптера и внутреннего стабилизатора. Задачей внешнего сетевого адаптера является преобразование сетевого напряжения ~220 В в постоянное напряжение 9-12 В, которое передается на внутренний стабилизатор игровой приставки. Нестабилизированное напряжение с адаптера поступает на внутренний стабилизатор игровой приставки, выполненный на микросхеме AN7805 или на транзисторе и расположенный в процессорном модуле. На выходе стабилизатора формируется постоянное напряжение +5 В. Рис. 1.22. Принципиальные схемы стабилизатора напряжения питания игровой приставки DENDY 1.4. Характерные неисправности Приставка не включается Возможные причины: неисправность сетевого адаптера или внутреннего стабилизатора; короткое замыкание или обрыв цепей питания; неисправность картриджа; неисправность процессорного модуля. 1. Измерить выходное напряжение сетевого адаптера. Если оно превышает 9-12 В, заменить сетевой адаптер. Практика показывает, что наиболее часто сбои вызваны диодами выпрямительного моста. Если вышел из строя трансформатор, подойдет любой источник питания с выходным напряжением 9-12 В и допустимым током нагрузки 500 мА. 2. Отключить от процессорного модуля пульты, картридж и модулятор, после чего проверить блоки игровой приставки на отсутствие коротких замыканий. Если короткое замыкание обнаружено, после его устранения проверить стабилизатор и установленный в нем низкоомный резистор. При возникновении перегрузки обычно происходит обрыв одного из печатных проводников в цепи питания, поэтому необходимо тщательно осмотреть платы и убедиться в целостности проводников. З. .Если короткое замыкание отсутствует, проверить внутренний стабилизатор игровой приставки. Напряжение на выходе стабилизатора должно находиться в пределах 5±0,1 В; в противном случае в стабилизаторе, выполненном на микросхеме AN7805, следует заменить микросхему IC1 (аналог КР142Е-Н5А) и проверить конденсаторы С1 - С4. В стабилизаторе, реализованном на транзисторе, проверить транзистор Q1 (возможная замена - КТ815), стабилитрон D1 (возможная замена - КС156А) и резистор R1. Вместо резистора допустимо поставить предохранитель, который будет защищать стабилизатор от короткого замыкания. 4. Включить приставку без пультов, модулятора и картриджа. На выходном разъеме VIDEO OUT должен присутствовать видеосигнал. При подаче этого сигнала на НЧ вход телевизора на экране появится хаотическое изображение, состоящее из цветных точек и квадратов. Наличие выходного сигнала свидетельствует о неисправности в пультах или в модуляторе. 5. При отсутствии выходного сигнала проверить кварцевый генератор и транзисторный каскад усиления видеосигнала. Исправность кварцевого резонатора Х1 и транзисторов Q1 - Q3 позволяет сделать вывод о необходимости замены всего процессорного модуля. Приставка работает нестабильно
Не работает световой пистолет
Не работает пульт
Нет ВЧ сигнала на выходе модулятора
Давным давно досталась мне за символическую сумму коробка от игровой приставки Dendy. Что было внутри меня мягко говоря не обрадовало, но спустя год, я полностью осознал бесценность находки. Внутри находилось 2 Dendy на рассыпухе, т.е. собранные на отдельных ЦПУ, ППУ, ОЗУ + видео ОЗУ, и микросхемах логики. Такие варианты дендиков очень ценны для любого фаната или коллекционера ретро электроники, т.к. эти варианты были самыми ранними. Все более поздние варианты клонов денди, были собраны на чипе All in 1, что в принципе дешевле, но менее интересно, т.к. менее ремонтопригодно и сложнее в модификации. В этой статье я расскажу про реставрацию редкого варианта игровой приставки Dendy под "китайским" названием Eyplorer. Под реставрацией в частности подразумевается полная переделка и сборка платы Dendy с нуля. Когда я начал восстанавливать Dendy, он был в не очень хорошем состоянии. Плата при пайке разрушалась и чем больше я делал попыток воскресить жизнь на этой "планете", тем чаще меня посещала мысль о том, что восстановить то, что есть не получится и нужно будет переразводить плату с нуля. Приставка ожила, но через какое-то время умерла снова. Причиной была битая видео память. И тогда я отложил приставку в далекий ящик, на случай если снова появится интерес к восстановлению. Про битую память я узнал только когда реставрировал плату полностью и решил проверить на программаторе все ОЗУшки, которые у меня были. Наконец, интерес снова вспыхнул и я загорелся идеей развести плату заново и оживить консоль. Для этого я аккуратно распаял и зачистил старую плату, и отсканировал её для анализа и трассировки дорожек. После нескольких месяцев рутины, я сначала отрисовав ту разводку, что была, переразвел плату по своему, для удобства пайки и изготовления ЛУТом (лазерно-утюжная технология). Как видно на фотках, плата была в плачевном состоянии. При разводке платы я сравнивал её схематику со схемой оригинального фамикома, и заметил некоторые небольшие отличия, которые в последствии включил в свою версию разводки. Таким образом, я хотел максимально приблизиться к оригинальному фамикому. Отличия от оригинальной схемы я выделил, чтобы не забыть и знать, что их не было на плате с завода, но я их запаяю. Их не много, но удешевлять мне нечего, так что делаем всё правильно и запаиваем как нужно Схема, с которой я сравнивал всё, что делаю, доступна в интернете, но чтобы не искать, я размещу её тут. В конце концов, я изготовил плату, и, второпях, уже начал запаивать её, но вспомнил, что лучше сохранить для истории некоторые этапы процесса сборки на память. Плата получилась не плохо, но могло быть и лучше. Переделывать не стал. В свою версию платы я решил встроить регулятор громкости и стереоусилитель для наушников, аналогичная схема применяется и в стереомоде для Sega Gopher. Результат получился не очень.. Накосячил где-то и в результате, пришлось по ходу дела, перепаивать проводками и т.п., чего я очень не люблю. Панельки использовал цанговые, для удобства запаивания контактов с двух сторон. Удобство - условное, но иначе пришлось бы собирать ещё дольше, запаивая переходные отверстия проводками мгтф. Кроме всего прочего, я решил переделать плату с ВЧ модулятором и стабилизатором питания по-своему. В своей версии платы я использовал схему импульсного dcdc преобразователя для преобразования питания 5в, вместо линейного стабилизатора LM7805, который сильно грелся. Схема стабилизатора питания на MC34063 вообще не греется и может стабильно работать с входным напряжением от 40в до 6в. Входной фильтрующий конденсатор у меня был только на 35в, поэтому больше 35в лучше не подавать на вход приставки. Стандартная кренка работает максимум до 15-20в, при это будет очень сильно греться. Кроме этого, после разъема питания я установил выпрямительный мост на 4х диодах. Теперь я могу подключать в качестве источника питания любой блок питания с напряжением от 6в до 35в переменного или постоянного тока. Не забыл запаять разъем для подключения светодиода, который будет индикатором питания на корпусе приставки. Кнопки сброса, я использовал с мягкими мембранами, что является редкостью Плата Dendy потребляет 370 мА, но для dcdc преобразователя нужно меньше тока, чтобы выдать нужный ток. Больший выходной ток получается за счет трансформации большего напряжения с выхода блока питания и меньшего тока. Другими словами для питания платы потребляющей 370 мА тока, нужен блок питания 9в с максимальным током до 200 мА. Это ещё один плюс использования dcdc преобразователя, вместо стандартного линейного стабилизатора, который мало того, что греется как утюг, ещё и с меньшем КПД. Разводка разъемов джойстиков отличается от стандартной распайки, не знаю зачем это было сделано, но при подключении нужно иметь это в виду. Для подключения джойстика я собрал такой "переходник", куда можно будет при желании подпаять любые устройства. Обе платы хорошо разместились в корпусе. Крепежные шурупы я закручивал через изолирующие прокладки, думаю, это объяснять не нужно. После сборки я распечатал наклейки на корпус, на которых были подписаны назначения разъемов и переключателей. Eyplorer был собран и отлично работал. Настало время найти коробку и всё что там было в комплекте. А в комплекте был оригинальный джойстик, который оказался полностью рабочим, световой пистолет, который я не проверял, ещё будет время Я доложил туда своих самодельных картриджей, о которых расскажу в следующих статьях. Многие имеют дома игровые компьютерные приставки к телевизору семейства ДЕНДИ или аналогичные. Можно сразу отметить, что для ремонта видеоприставок к телевизору, как правило, не требуется электрическая схема и глубокие знания по радиоэлектронике. Достаточно и объема школьной программы. Все наиболее часто встречающиеся неисправности можно разделить на три условные группы (они указаны в порядке вероятности возникновения). При этом подразумевается, что сам игровой картридж исправен, в чем несложно убедиться, включив его на другой приставке. 1. Компьютер включается и показывает меню игры, но не работает джойстик. Чаще всего это связано с тем, что соединительные провода от джойстика к компьютеру подключаются через разъем, а в разъеме они соединены не пайкой, а прижимом и со временем в этом месте окисляются, что нарушает электрический контакт. Сам разъем не разборный и, его конструкция не обеспечивает качественного соединения. Убедиться в наличии контакта можно с помощью тестера, вскрыв отключенный джойстик и "прозвонив" цепи пяти проводов в кабеле от джойстика до разъема. Некоторые джойстики соединяются с игровой приставкой через контактную колодку, находящуюся внутри корпуса приставки. Обрыв одного из проводов в кабеле от джойстика до приставки в этом случае может находиться в месте частого перегиба кабеля, т. е. около корпуса игровой приставки. Самым простым способом устранения данных неисправностей является замена кабеля или его укорочение и подпайка проводов непосредственно к соответствующим контактам разъема на печатной плате приставки. Иногда встречаются дефекты печатных проводников (разрывы), подходящих к разъемам джойстиков. Это происходит из-за плохого механического крепления самих разъемов к печатной плате. Другая причина неработоспособности некоторых кнопок джойстика может быть обнаружена осмотром пластмассовых вкладышей под нажимными кнопками джойстика. При наличии повреждений эти детали нужно заменить. Последняя причина, по которой джойстик может не работать, - это повреждение микросхемы на плате самого джойстика (она залита коричневым компаундом). В этом случае лучше купить новый джойстик, так как ремонтировать его не целесообразно. 2. Компьютер не включается. Необходимо проверить работоспособность блока питания, для чего тестером замеряем постоянное напряжение 14±2 В на контактах штекера. При измерении к контактам штекера необходимо подключить эквивалентную нагрузку (примерно 51 Ом). Если напряжение будет меньше 9 В - это признак того, что не работает один из диодов выпрямительного моста. Его потребуется заменить. Чаще всего неисправность связана с нарушением контакта в проводе около штекера, который подключается к приставке. Провода легко проверить тестером и в случае обрыва заменить вместе со штекером. Можно обойтись и без штекера, подпаяв провода к соответствующим цепям печатной платы приставки. 3. Компьютер включается, но иногда самопроизвольно сбрасывается в процессе игры или же ведет себя другим непонятным образом. Причиной такого вида неисправности может быть некачественная пайка основной печатной платы с микросхемами внутри видеоприставки. В первую очередь необходимо осмотреть и проверить качество соединений в местах подпайки микросхемы стабилизатора напряжения питания. Эта микросхема имеет внешний вид, показанный на рисунке, и на ней закреплена металлическая пластина теплоотвода. Микросхема стабилизатора напряжения, отечественные аналоги: КР142ЕН5А, КР142ЕН5В На плате, как правило, эта микросхема находится недалеко от гнезда подключения питания. Из-за отсутствия жесткого крепления теплоотвода, в месте подпайки микросхемы, иногда трескается и обрывается печатный проводник или же микросхема болтается в отверстиях - холодная пайка. Некачественная пайка и трещины печатных проводников могут быть и в других местах платы (например около разъемов). Без увеличительного стекла такие дефекты обнаружить бывает сложно. Для устранения подозрительных мест их нужно аккуратно пропаять маломощным (16...30 Вт) паяльником с использованием канифоли в качестве флюса. Хорошая пайка должна иметь зеркальный блеск. Остатки канифоли с платы удаляем тряпкой, смоченной в спирте или ацетоне. Сами микросхемы и другие комплектующие используются, в основном, японского производства, имеют высокую надежность и выходят из строя крайне редко. |