Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Знаки препинания в простых предложениях. «Пунктуация в простом и сложном предложениях Простые осложненные предложения знаки препинания тире

Знаки между подлежащим и сказуемым

Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, в случае, когда они выражены:

двумя существительными: Книга - источник знаний ;

двумя числительными: Пятью восемь - сорок ;

двумя инфинитивами: Жить - Родине служить ;

существительным и инфинитивом: Превосходная должность - быть человеком .

Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, в случае, когда они выражены:

личным местоимением и существительным: Он скептик ;

любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто : Бедность не порок. Пруд как сталь.

Обособление сказуемых

Перед сказуемым или между сказуемыми для выражения быстроты или неожиданности действия ставится тире : Шкаф всё наклонялся, наклонялся - и наконец грохнулся на пол. Он прыгнул - и побил только что установленный рекорд.

Обособление определений

Обосабливается запятыми :

определение, стоящее рядом с личным местоимением: А он, мятежный, просит бури... НЕ обосабливается определение в том случае, когда является компонентом составного именного сказуемого (такое определение можно поставить в творительном падеже): Он пришел домой грустный и усталый .

определение, следующее за определяемым словом: Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. Обособления не происходит в случае если позиция определения вызвана требованиями стихотворного ритма: Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима ...

определение с обстоятельственным значением (с зависимыми словами), стоящее впереди определяемого слова: Привлечённые светом, бабочки кружились около фонаря.

несогласованное определение с дополнительным значением: Сегодня Лиза, в новом капоте, была особенно красива.

Обособление приложений

С помощью дефиса обосабливается:

одиночное согласованное приложение, если и оно, и определяемое слово - нарицательные имена: Вьётся улица-змея .

одиночное согласованное приложение, тесно связанное с именем собственным: Архип-кузнец .

Дефиса НЕ требуется в следующих случаях:

первое существительное является общепринятым обращением: товарищ капитан, гражданин следователь ;

приложение, стоящее впереди, близко по значению к согласованному определению: Красавица зорька загорелась в небе.

Приложения - названия предприятий, газет, книг, произведений искусства и проч. даются в кавычках : газета “Правда” , фабрика “Маяк” .

С помощью запятой обосабливается приложение:

находящееся около личного местоимения: Мы, газетчики, думаем...

распространенное приложение, находящееся около нарицательного существительного: Орлы, спутники войск, поднялись в небо .

стоящее после имени собственного (но тесно не связанное с ним - см. этот пункт, о дефисном обособлении приложений): Жухрай, матрос, не воевал .

стоящее перед собственным именем, имеющее характер причинности: Театра злой законодатель, ... Онегин полетел к театру.

с союзами и словами даже, например, то есть, или (в значении то есть ), особенно, в особенности, по имени, по прозванию, в том числе и т. д.: Река разделяется на два рукава, или протока . Многие на меня дуются, особенно капитан .

с союзом как , имеющим оттенок причинности: Как истинный художник, он нуждался в уединении. Запятая не ставится в том случае, если как можно заменить сочетанием в качестве :был принят как жених = был принят в качестве жениха .

С помощью тире обосабливается приложение, сообщающее дополнительный оттенок значения или же приложение, присоединенное к одному из однородных членов предложения: Со мной был чайник - единственная отрада в путешествиях . Я увидел маму, Ваню - соседа по квартире, сестру и тётю.

Обособление дополнений

Обосабливаются запятыми дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх: Кто, кроме матери, его пожалеет? Сверх всей программной литературы, он перелопатил гору дополнительного материала, за исключением дореволюционных изданий .

Обособление обстоятельств

Обосабливаются запятыми обстоятельства:

имеющие уточняющее значение: Это случилось под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу .

выраженные существительными с предлогами несмотря на (обособление обязательно): Несмотря на дождь, мы вышли из дома ; за неимением, благодаря, согласно, ввиду, вследствие, по причине, по случаю, в силу, при наличии, при отсутствии при условии, вопреки (обособление зависит от распространенности оборота и от намерений автора): Он, по причине тяжёлой поклажи, начал отставать. Стоянка, вопреки ожиданию, затянулась .

выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами: Держа кувшин над головой, грузинка скользила вниз, смеясь над своей неловкостью .

Не требуют обособления:

деепричастные обороты, ставшие устойчивыми оборотами: сломя голову, засучив рукава и т. п.

одиночные деепричастия, равные по значению наречию: Он шёл не торопясь .

деепричастный оборот, по смыслу тесно связанный со сказуемым (близко по смыслу к предыдущему пункту): Он сидел опустив голову .

однородные члены, состоящие из наречия и деепричастия: Он отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь .

Обособление сравнительных членов

Обосабливаются запятыми сравнительные обороты с союзами как, точно, словно, будто, как будто, чем, что, нежели и др.: Серые, как дым, облака. Холоднее, чем вчера. Шли, будто по ковру .

НЕ требуют обособления сравнительные обороты, ставшие устойчивыми сочетаниями: краснел как рак , бледен как смерть , льёт как из ведра и др.

Обособление пояснительных членов

Обосабливаются запятыми пояснительные обороты, часто со словами то есть, (а) именно, даже, особенно, главным образом, в том числе, например, в частности, и притом и пр.: Он самоуверенно, почти с вызовом, посмотрел вверх. Бросились за доктором, то есть домашним лекарем .

Вместо запятой перед пояснительным членом иногда ставится тире : Есть только одно несомненное счастье - жить для других .

Обособление обращений

Обращения всегда обосабливаются запятыми : Милая моя Оля, радость моя, здравствуй!

Усилительная частица о , стоящая перед обращением, не обособляется: Не прав твой, о небо, святой приговор.

Если частица о , стоящая перед обращением, употребляется в значении ‘ах, ох’, то запятая после него ставится: О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.

Обособление вставных и вводных конструкций

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире : Линда - так называлась наша станция - находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка) .

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми : Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился .

Обособления НЕ требуется, если слово, часто употребляющееся как вводное, является членом предложения: Поезд мчит меня к счастью .

Запятая между однородными членами (ОЧ) предложения

Запятая ставится:

между двумя и более ОЧ без союзов: Звуки росли, крепли, ширились .

между ОЧ с повторяющимися союзами и - и, ни - ни, да - да, или - или, либо - либо, то - то, не то - не то : И берег, и море молчали. Не то север, не то восток .

между ОЧ с союзами а, но, да (= но) : Он поворчал, но согласился .

Запятая НЕ ставится:

между ОЧ с одним союзом и, или, либо, да (= и): Красные и синие цветы. Он или я - мне безразлично.

внутри группы ОЧ, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи .

в цельных выражениях: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Двоеточие или тире при однородных членах (ОЧ) предложения

Двоеточие ставится:

после обобщающего слова перед ОЧ (иногда после слов как-то, а именно, например ): Ничего не слышно: ни птиц, ни сверчка, ни голосов. Все его любят за эти черты, а именно: доброту, чуткость, терпимость.

Перед перечислением ОЧ в деловой и научной речи: Пленум постановил: 1)... 2)...

Тире ставится:

после ОЧ перед обобщающим словом: Стол, кресло, стулья - всё стояло в беспорядке.

после ОЧ, если впереди них есть обобщающее слово, а предложение не закончено: Всюду: вверху и внизу - пели птицы.

Знаки препинания перед союзом как

Запятая перед союзом как ставится:

при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник .

при вводном словосочетании (предложении): как обычно, как всегда, как правило : По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.

при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!

если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь : Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.

если после слова как следует и : Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

если слово как входит в состав выражений: не кто иной, как; не что иное, как : Это был не кто иной, как Рылов.

в сложном предложении перед придаточной частью или перед всем составом сложных союзов тогда как, словно как, между тем как, в то время как : Он рассказывал, как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

Запятая перед союзом как НЕ ставится:

если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д.: Газета вышла не как всегда . Онсовсем как ребёнок .

если сравнительный оборот входит в состав сказуемого: Был лес как сон и снег как сон .

если оборот синонимичен выражению ‘в качестве’ или характеризует предмет с одной стороны и не имеет причинного значения: Ленский везде был принят как жених . Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня .

если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.

при двойном союзе как... , так и... : Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе .

если оборот из одного слова отвечает на вопросы: как? каким образом? и может быть заменен существительным в творительном падеже или наречием: Он полетел как птица . (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым .. (= Мечты рассеялись дымом.)

Задание.

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком. Находим в предложении определении и обстоятельства. В этом предложении обстоятельств нет, но есть три определения: нависшая, высокими, моросящими. У слова нависшая есть зависимые слова: нависшая над высокими вершинами тополей. Находим слова, к котором относятся определения: туча (какая?) нависшая, вершинами (какими?) высокими, дождиком (каким?) моросящим. Все определения зависят от существительного, но только одно стоит после него, поэтому его и выделяем запятыми с двух сторон, не забывая о зависимых от него словах: Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала моросящим дождиком.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

4) 1, 2, 3, 4 3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

Знаки препинания между однородными членами

Запятая ставится:

1) Если нет союзов. На парте лежали учебник, тетрадь, ручка.

2) Перед противительными союзами а, но, да: Мы двигались быстро, но осторожно.

3) Перед повторяющимися союзами: Он купил дневник, и ручку, и тетрадь.

4) Перед второй частью двойных союзов: Как мальчики, так и девочки вышли на уборку

территории.

Примечание. Запятая ставится перед союзом да и :

Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

Запятая не ставится:

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами:

На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.

Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.

Однородные и неоднородные определения

Запятая ставится, если определения однородные, т.е. они обозначают признаки, которые одинаково относятся к предмету, и между ними можно вставить союз и:

У девочки в руках были оранжевые, красные, синие шары.

Определения могут быть как одиночные, так и распространённые:

Он был с девушкой невысокой, одетой в синий костюм с белой блузкой.

Запятая не ставится, если определения не однородные, т.е. они обозначают признаки, которые характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и: В магазине он приобрёл кожаный чёрный дипломат.

Примечание:

1) Существуют определения, которые относятся к одному предмету, но могут

быть как однородными, так и неоднородными:

Красивый большой дом стоял на горке. Красивый, большой (= хороший) дом стоял на горке.

2) Определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными, например: Тяжёлые, чёрные тучи медленно ползли по небу.

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

1. Двоеточие:

Ставится после обобщающего слова перед однородными членами:

Он видел всё: лес, речку, дорогу.

2. Тире:

Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:

Лес, речку, дорогу - всё видел он.

3. Двоеточие и тире:

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире, если предложение продолжается:

Всё: лес, речку, дорогу - видел он.

Примечание. После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними ставится запятая, после них - двоеточие.

Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.

В5, В10, В11. Простое осложнённое предложение (стр.3)

Знаки препинания при обращении

В предложении выделяется запятыми:

Дети, я вам расскажу про Мазая. (Н. Некрасов.)

Если стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком , а предложение начина­ется с прописной буквы:

Москв а!Люблю тебя как сын. (М.Ю. Лермонтов)

Если перед обращением стоит части­ца о и сливается с ним в про­изношении, то запятой от него не отделяется:

Как ты красив, о лес, в убранстве осени!

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Выделяются запятыми Примеры
1. Любые определения и приложения (неза­висимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.
2. Согласованные распространенные опреде­ления и приложения, если они стоят после определяемого существительного Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том далеком времени.
3. Два или несколько однородных согласован­ных нераспространенных определения, стоя­щих после определяемого существительного Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.
4. Согласованные определения и приложения (сто­ящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное, условное, уступительное и др.) Измученные тяжелой дорогой, ребя­та не могли продолжать путеше­ствие (причина).
5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяе­мого слова - существительного собственного. Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу. Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик. В отрочестве я зачитывался книга­ми Дюма-отца.

ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК


Знаки препинания в простом предложении

3. Запятые между однород­ными членами: Желтые, красные листья падали нам под ноги.

4. Двоеточие и тире при обобщающих словах в пред­ложениях с однородными членами: Все вокруг: и ре­ка, и трава, и деревья - ожило при первых солнеч­ных лучах.

5. Запятые (тире, скобки) при вводных словах, ввод­ных предложениях, поясни­тельных конструкциях: Он, я думаю, не сделает этого.

6. Запятые (восклицатель­ный знак) при обращениях и междометиях: Разбуди меня завтра рано, о моя терпе­ливая мать (С. Есенин).

7. Запятые при обособлен­ных определениях: Утом­ленная дорогой, она быстро заснула.

8. Запятые или дефис при обособленных приложени­ях: Стихи читала Катя - ученица восьмого класса.

9. Запятые при обособленных дополнениях: Никто, кроме меня, не знал об этом.

10. Запятые при обособлен­ных обстоятельствах: Не­смотря на плохую погоду, мы поехали на экскурсию.

11. Запятые при обособлен­ных уточняющих членах предложения: Рано утром, в восемь часов, я вышла из дома.

Знаки препинания в сложном предложении

2. Запятые между частями сложноподчиненного пред­ложения: Мы точно знали, что деревня находится именно в этой стороне.

3. Запятые (точка с запя­той, тире, двоеточие) в бес­союзном сложном предло­жении: Дорога в город была извилистой: она то пет­ляла между деревьями, то круто поворачивала в сто­рону.

Запятые в сложных предло­жениях с разными видами связи: Вдруг навалился гус­той туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тро­пинку, которая, по моим соображениям, должна бы­ла находиться слева и сза­ди (В. Арсеньев).

5. Двоеточие и тире между частями предложения с прямой речью: «Пожар! Пожар!» - раздался внизу отчаянный крик (А. Че­хов).

6. Запятые и кавычки при цитировании: Я согласна со словами М. А. Булгакова о том, что «рукописи не го­рят».

1. В каких вариантах ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Командир дивизии (1) полковник Марченко (2) раненный в предплечье и голову (3) в это утро (4) после перевязки (5) выпив стакан креп­кого чая (6) прилег отдохнуть (М. Шолохов).


а) 2, 3, 4, 5, 6

б) 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

г) 1, 2,3, 5, 6


2. Укажите предложения, в которых нужно поставить

одну запятую.

а) Наш аил расположен в предгорьях на широком плато куда сбегаются из многих ущелий шумли­вые горные речки (Ч. Айтматов).

б) Она слышала то шум поезда то скрип телег.

в) Это путешествие было не только приятным но и увлекательным.

г) Ваши слова точно живительный источник.

3. Укажите предложения, осложненные обособленным

определением.

а) Легкая и подвижная девушка двигалась стреми­тельно и плавно.

б) Усталая измученная она без сил опустилась на кровать.

в) Ночь поднимается над миром полная свежих за­пахов (М. Пришвин).

г) Едва слышимый звук донесся до нас.

4. Укажите предложения, в которых нет обособлен­ного обстоятельства.

а) Все это она говорила хохоча.

б) Мы шли не оглядываясь по сторонам.

в) Несмотря ни на что концерт будет подготовлен.

г) Работа была выполнена спустя рукава.

5. Укажите предложения, не осложненные уточняю­щими членами.

а) Поздней весной в отдаленной деревушке все еще лежал снег.

б) Нам задали подготовить сообщение о тушканчике или земляном зайце.

в) Справа шагах в двадцати что-то затрещало.

г) Я не хотела видеть никого особенно Веру.

6. Укажите предложения, в которых при однородных членах находятся обобщающие слова.

а) Великая сила жизни видна во всем в колебании вершин в пересвисте птиц в мягком освещении (М. Пришвин).

б) Мы решили купить розы тюльпаны и лилии.

в) Все интересует меня и поэзия и проза.

г) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким уве­реньям ни даже сердцу своему (А. Пушкин).

7. Укажите предложение, в котором союз как присо­единяет сравнительный оборот.

а) Он был как утверждают очень талантливым.

б) Сначала он расценивал все как шутку как при­ключение.

в) Дождь всю неделю льет как из ведра.

г) Голова острижена как у мальчика (В. Панова).

8. Укажите предложения, в которых нет вводных кон­струкций.

а) К счастью ехать было недолго.

б) Лиза казалось не шла а летела (А. Пушкин).

в) Все, что мы видели казалось скучным и неинте­ресным.

г) Она была буквально поражена.

9. Укажите предложение, в котором не ставится тире.

а) Полковник волновался и не мог скрыть волне­ния правую щеку его подергивал нервный тик (М. Шолохов).

б) Он должен был поехать в командировку внезапно обстоятельства изменились.

в) По ночам часто плакал Фунтик маленькая рыжая такса (К. Паустовский).

г) Счастливо друзья! крикнул он.

10. Укажите предложение, в котором не ставится двое­точие.

а) Эти тополя особенные у них свой язык.

б) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

в) Соловей в середине мая запел весна пойдет дружно.

г) Он никогда не нарушал данного слова надо значит надо.

11. Укажите предложения, в которых ставится запятая

перед союзом И.

а) В саду было тихо прохладно и темные тени лежа­ли на земле.

б) Наверное дождь будет лить весь день и на дачу мы не поедем.

в) Мы увидели и сказочные колокольчики и скром­ные васильки.

г) Дорога была утомительной и мы решили сделать привал.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме:

«П, - а, - л».

а) Соседушка мой свет Пожалуйста покушай (И. Кры­лов).

б) Значит подумал я придется доделать эту работу завтра.

в) А почем купили души у Плюшкина шепнул ему на ухо Собакевич.

г) Пойдем угрюмо пробормотал друг и тут же спро­сил Что же ты молчишь?

Русский язык 11 класс

Зачёт № 1

Зачёт № 1

Теория

· Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

· Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение.

· Грамматическая основа предложения. Простые двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

· Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом.

· Тире между подлежащим и сказуемым.

· Простые односоставные предложения, их группы. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

· Неполные предложения, их интонационные особенности. Тире в неполном предложении.

Контрольная работа Простое неосложнённое предложение

(главные члены предложения, пунктуация)

Диктант с языковым анализом текста

и грамматическим заданием.

Контрольный тест

1.Власенков язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений /. . – М.: Просвещение, 2006.

2. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах

3. Сенина язык. ЕГЭ - 2008. Вступительные экзамены: Учебно-методическое пособие. – Ростов н /Д: Легион, 2008

4. Цыбулько И. П, ЕГЭ 2009: русский язык: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009

Тренажеры

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. info @ mediahouse . ru

1C : Репетитор-Он-Лайн. Русский язык. Тесты по пунктуации.(htp :// repetitor .1 c . ru ).

1C: Репетитор (htp://***** ). Сайт отдела обучающих программ фирмы 1C .

Грамотей – КЛУБ (htt :// gramotey . ericos . ru ).

Русский язык 11 класс

Зачёт № 1

Контрольная работа № 1

Простое неосложнённое предложение.

1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. Определите стиль текста.

Это время было луч..шим в его (н..)пр..должит..льной жизни. На наших глазах разв..валась поэма любви сильной как стихия. В моей памят.. впеч..тления того врем..ни сказочная картина. Белый конь с юн..ым прекрас..ым всадником показ..вае(т, ть)ся из Дубровок и направляе(т, ть)ся к нашему дому. Александра сюда постоя(н, нн)о тянуло здесь жила его суже(н, нн)ая его Любовь.

В конце зимы он..делался женихом. Свадьбу решено было..делать летом в деревне. Люба жила в родной семье последни.. дни.

Настал день свадьбы. Венчались в стари(н, нн)ой церкви близ Шахматова. Церковь эта постро..(н, нн)а далеко от деревн.. . Стоит она одиноко белая производя таинств..(н, нн)ое и мистич..ское впеч..тлен..е.

В подв..нечном наряд.. невеста была хороша: белое платье вуаль цветы ещё более отт..няли её нежность и свеж..сть. Александр Александрович очень бледный взв..лнов..(н, нн)ый. Вдвоём они долго молились. Торопились нач..нать обря.. но Дмитрий Иванович остановил сказав: (Н..)мешайте им.

Когда молодые выходили из церкви крестьяне подн..сли им пару белых гусей украш..ных розовыми лентами. Гуси эти долго потом жили в Шахматове пользуясь особыми правами ходили в цветник, к чайному столу, на балкон и вообще везде где хотели.

После венца молодые и гости на разукраш..(н, нн)ых дубовыми гирляндами тройках пр..ехали в Боблово. Старая няня и крестьяне знавш..е Любу с детских лет непр..ме(н, нн)о хотели выполнить русский обычай и только что молодые вошли на ступеньки крыльца как были осып..(н, нн)ы хмелем. Крестьяне ближних деревень собрались во дворе и пели подх..дящ..е к случаю песни.

После обеда молодых усадили в экипаж ямщик гикнул лошади тронулись звеня колокольч..ками. Александр Блок увозил Любу (из)под родительского крова в новую жизнь.

(По)

2. Из последнего предложения абзаца 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.

3. В абзацах 1 – 2 найдите предложение, в котором между главными членами ставится тире. Укажите тип сказуемого в этом предложении.

4. Из предложения 1 абзаца 6 выпишите подлежащее.

5. Из абзаца 4 выпишите простое неопределённо-личное предложение, входящее в состав

6. сложного.

7. Укажите, сколько грамматических основ в предложении 1 последнего абзаца.

8. Из абзаца 3 выпишите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

9. Какие выразительные средства, придающие тексту поэтичность, образность, использованы в абзаце 1?

Русский язык 11 класс

Зачёт № 1

Контрольный тест к зачёту № 1

Простое неосложнённое предложение

Вариант 1

№ задан

А. Задания с выбором ответа

эталон

В каком варианте ответа даны словосочетания со связью согласование ?

1) русский язык, наше богатство, необходимо знать

2) первый класс, театральная афиша, своё мнение

3) лучший ответ, вторые сутки, вопреки ожиданиям

4) неожиданный вопрос, листая книгу, совершенно серьёзно

В каком предложении есть словосочетание со связью примыкание ?

1) Красноречие начинается с умения слушать. (Скалеф)

2) Когда слово не бьёт, то и палка не поможет (Сократ)

3) Главное достоинство языка – в ясности (Стендаль)

4) Всякий слышит лишь то, что понимает (Плавт)

Выберите вариант ответа, в котором указаны словосочетания с подчинительной связью управление .

А) вопреки ожиданиям В) прошу запомнить

Б) встретились вновь Г) согласно расписанию

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В, Г

Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

1) Мелодия была красивая.

2) Исполнитель совсем молодой.

3) Концерт будет превосходным.

4) При первых звуках в зале погас свет.

Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) Разговор продолжил молодой писатель.

2) Он стал рассказывать о новой пьесе.

3) Друзья познакомили начинающего драматурга с Белинским.

4) Критик отметил в драме жизненную правду.

В каком предложении подлежащее выражено одним словом?

1) К утру в отряде осталось только шесть человек.

2) Некоторые тоже собирались уходить.

3) Отец с сыном шли впереди.

4) Неожиданно раздалось несколько выстрелов.

В каком предложении подлежащее выражено словом, образованным путём перехода имени прилагательного в существительное?

1) Жить – значит действовать.

2) Его пример другим наука.

3) Конный пешему не попутчик

4) Голова без ума что фонарь без света.

А 8

Какие слова являются грамматической основой в предложении?

Каждый народ за века своего существования выработал собственную речевую культуру.

1) народ выработал 3) за века существования выработал

2) выработал культуру 4) каждый народ выработал

А 9

В каком предложении не ставится тире?

1) Талант это вера в себя

2) Любить значит жить.

3) Рассеянность лишь следствие усталости.

4) Лень и трусость самые дурные пороки.

Укажите пример, где тире стоит между подлежащим и сказуемым .

1) Жизнь прожить – не поле перейти.

2) Сумеешь взяться за дело – и снег загорится.

2) Лисица видит сыр – лисицу сыр пленил.

3) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Беседа с заведующим кафедры длилась долго.

2) Мы не только читаем прозу, но и стихи.

3) По приезду в Петербург он нам позвонил.

4) Не стоит придавать особого значения этой информации.

А 12

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) На встречу с писателем пришли любители современной прозы.

2) Журналист затронул вопросы, волнующих многих читателей.

3) В поэме «Двенадцать» довольно сложная система образов.

4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства.

А 13

Укажите верную характеристику предложения.

Кругом не было ни души.

1) двусоставное

2) односоставное, определённо-личное

3) односоставное, неопределённо-личное

4) безличное

А 14

Укажите обобщённо-личное предложение.

1) Цыплят по осени считают. 3) Люблю грозу в начале мая.

2) Его безмерно любят. 4) Быть грозе!

Сложносочиненным называют предложение, которое в своем составе имеет независимые части, связанные друг с другом Составляющие имеют, как правило, равное семантическое и грамматическое значение. Между ними может стоять запятая, точка с запятой или тире. Знаки препинания в сложносочиненном предложении - одна из самых сложных тем пунктуации.

Соединительные союзы

Какие ставятся в Это зависит от контекста. И для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, прежде всего необходимо понять, какую конструкцию имеет подобная единица языка. Если она состоит из двух или более простых предложение, то это сложносочиненное предложение. При этом его части имеют друг с другом смысловую связь, а разделяют их знаки препинания. В сложносочиненном предложении в большинстве случаев это запятые. Ставятся они при наличии одного из соединительных союзов (и, да). Примеры:

  • Осенняя листва горела на солнце оттенками зеленого, красного и желтого, и в этом ярком многоцветии так странно смотрелся пустынный и унылый берег реки.
  • Оглянитесь, и вы сможете увидеть столько нового и интересного.
  • Елена говорила шепотом, да и мать ее тоже старалась не шуметь.

Противительные союзы

Эти служебные части необходимы для объединения и связи однородных членов предложения. Они создают между ними смысловое противопоставление, подчеркивают различие или несоответствие. И перед такими словами всегда стоят знаки препинания. В сложносочиненном предложении - при наличии противительных союзов - составляющие части разделены запятой. Примеры:

  • У Ивана Петровича от усталости ныло все тело, но находиться в интересной компании и слушать любимую музыку было так приятно.
  • Надо наконец-то вывезти всю эту старую мебель на помойку, да другие дела совсем не оставляют времени на домашние хлопоты.
  • Коллеги относились к новой учительнице истории неприязненно, ученики же любили ее всем сердцем.
  • Материальная зависимость от кого бы то ни было не в ее принципах, зато работа и отдельная квартира создают ощущение свободы.
  • Родителям придется предпринять меры, а не то его однажды исключат из школы за такую успеваемость.

Помимо таких служебных частей речи, как но, же, зато, да, а не то , к противительным относятся также союзы а, однако, а то.

Разделительные союзы

Знаки препинания в сложносочиненном предложении ставятся перед такими служебными частями речи, как или, либо, то…то, или…или, ли...или, не то…не то. При наличии двойного разделительного союза запятая всегда ставится перед второй его составляющей. Примеры:

  • Успокойся, или худо будет.
  • Он то замолкал, то снова начинал говорить.
  • Нужно что-то сделать, или он погибнет!
  • Серьезные ли у него намерения были, или он снова играл - было непонятно.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения при наличии двойного союза ставятся перед второй его составляющей.

Присоединительные союзы

К ним относятся союзы да, притом, также, тоже. Перед одним из них должна непременно стоять запятая. Примеры:

  • Она ему нравилась все больше и больше, он тоже, казалось, был ей неравнодушен.
  • Внешность этого человека производила довольно удручающее впечатление, голос его также был неприятен.

Пояснительные союзы

Как видно уже из названия, эти слова призваны пояснять, уточнять. Союзы этого вида - а именно, то есть. Перед ними всегда должна стоять запятая. Примеры:

  • После этого страшного события количество жильцов сократилось, а именно - остался лишь господин с безучастным выражением лица и две старушки, которые едва ли могли что-то слышать.
  • Время было выбрано для разговора подходящее, то есть было тихо, спокойно и не стоило опасаться прихода незваных гостей.

В каких случаях не ставятся знаки препинания?

В сложносочиненных предложениях, примеры которых приведены ниже, отсутствует запятая. В каждом из них есть соединительный союз. Но части предложения объединены второстепенным членом, а потому знака препинания не требуется. Примеры:

  • Вскоре после прибытия поезда городок наводнили туристы и праздно бродили по его улицам до позднего вечера.
  • У его матери огромные добрые глаза орехового цвета и мягкие льняные волосы.
  • К тому времени издательство опубликовало несколько детских книг и два сборника стихов.

Однако в том случае, если члены предложения объединены второстепенным членом, но союз повторяется, запятая ставится. Примеры:

  • В такую морозную зимнюю ночь и волк не бродит, и медведь не появляется из своей берлоги.
  • В солнечную безветренную погоду и работать не хочется, и песчаный пляж все манит и отвлекает от дел.

как общая часть

Общим может быть не только второстепенный член. В его роли иногда выступает и придаточное предложение. И, разумеется, в таком случае также не ставится запятая. Примеры:

  • Уже рассвело и на автобусной остановке собирались люди, когда он только возвращался домой.
  • Когда гостью провожали домой, на улице было совсем темно и только лунный свет озарял путь.
  • Когда он вышел на сцену, сердце его сильно билось и заметно дрожали руки.

Вопросительное предложение

Следует знать, что запятые перед соединительным союзом ставятся далеко не всегда. В отдельных случаях не требуются знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Примеры:

  • Кто он такой и почему пришел без предварительного звонка?
  • Как они сюда попали и что им нужно?
  • В котором часу состоится собрание и что именно на нем будут обсуждать?
  • Магомед придет к горе или горе следует направиться к Магомеду?

В каждом из вышеприведенных примеров предложение состоит из двух вопросительных основ. Части объединены вопросительной интонацией. А потому знаки препинания в сложносочиненном предложении такого типа не требуются.

Аналогично предыдущим примерам знаки препинания между частями сложносочиненного предложения не требуются в следующих фразах:

  • Уволить всех сотрудников и новых нанимать только после моего одобрения!
  • Как он смешон и как нелепы его выходки! (Восклицательное предложение.)
  • Стали искать следы преступления, но, как всегда, ничего не нашли (неопределенно-личное предложение).

Следует знать, что при повторении соединительного союза между безличными частями предложения ставится запятая. Пример: И дождик, и ветер, и мгла.

Точка с запятой

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения - это не всегда запятые. Если части сложной конструкции являются распространенными предложениями и имеют внутри себя также запятые, разделяют их точка с запятой. Примеры:

  • Все это он сам придумал, потому как решительно не помнил о том, что ему грезилось прошлой ночью; но когда мать, тронутая этим рассказом, принялась успокаивать и утешать его, он чуть было не расплакался.
  • Ей стало невыносимо грустно в тот момент, когда они виделись в последний раз; однако все же что-то похожее на облегчение появилось в ее душе.
  • Он говорил с ней ласково, держал за руку, и счастье светилось в его глазах; а она воспринимала все как должное, поскольку привыкла к восторженным взглядам и давно перестала их ценить.

Запятая с точкой ставится чаще перед такими союзами, как но, однако, да и, зато . И только в редких случаях - перед а. Примеры:

  • Пять лет велись эти странные работы над возведением здания; но то ли климат был неподходящим, то ли материал некачественный, только никак не продвигалось дело выше фундамента.
  • Учился он хорошо, хотя был не особенно усидчив; он никогда не о чем всерьез не печалился; однако находило на него время от времени какое-то дикое неудержимое упрямство.
  • Пьянство и безалаберность были распространены среди жителей этой деревеньки; зато многие необходимые качества были редкими для здешних обитателей: трудолюбие, честность, дружелюбие.

Правила постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях могут допускать наличие точки с запятой перед союзами да и и . Но лишь в тех редких случаях, когда этот знак стоит между двумя предложениями, которые без него были бы разделены точкой. Пример:

  • Вскоре весь парк, согретый лучами весеннего солнца, ожил, и капельки росы, как бриллианты, засверкали на тюльпанах; и старый, уже несколько запущенный парк казался в этот день по-праздничному нарядным.

Тире

Все вышеперечисленные предложения являются примерами применения правил, которые должен знать ученик средней школы. Одна из тем, которым уделяется на уроках русского языка особое внимание, - это «Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 9 класс - важный этап в школьной программе, когда полученные ранее знания обобщаются и закрепляются. Тире в сложносочиненных предложениях - более глубокая тема. Стоит привести хотя бы несколько примеров использования этого знака препинания.

Ставится он в тех случаях, если во второй части предложения присутствует резкое противопоставление или присоединение. Примеры:

  • Охотник бросил что-то в пылающий огонь - и тотчас все вокруг озарилось.
  • Он спешил туда, бежал что есть мочи - а там не было ни души.

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, необходимо определить состав его частей. И если их всего две, и каждая из них односоставная номинативная, между ними следует ставить тире. Примеры:

  • Еще одно мгновение - и он падет к ее ногам.
  • Десять лет такого существования - и человеческая душа разбита.

Разделение предложения на две смысловые части

Иногда в одной длинной фразе заключается описание двух явлений или действий. В таких случаях предложение делится на две смысловые части с помощью тире. Пример:

  • В горах, если столкнешь с огромной высоты небольшой камень, он заденет в полете другой, затем третий, и они повлекут за собой десятки, а там и сотни - и вот страшная каменная лавина стремительно рушится вниз.

Но тире может разделять и простые конструкции: «Стоит только сказать доброе слово - и человек спасен».

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении - темы, которые освоить можно только с помощью практических упражнений. Правила быстрее запоминаются, если воспользоваться различными схемами. И хотя орфография и пунктуация - разделы гуманитарной науки, стоит создавать несложные графические изображения. Особенно, если речь идет о таком теме, как «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях».

Таблица (союзы и знаки препинания в сложносочиненных предложениях)

Ниже приведена таблица, в которой содержатся основные правила использования запятой, точки с запятой и тире между частями Также указаны союзы, которые соответствуют тому или иному знаку препинания.

Знаки препинания не трубуются Запятая Точка с запятой Тире
Перед союзами и, да , если части предложения имеют общий элемент (второстепенный член предложения, придаточная часть, вводное слово, частица) и, да, тоже, также, притом
Части предложения распространены Во второй части присутсвует присоединение или противопоставление
Предложение состоит из частей, каждая из которых является вопросительным, побудительным, восклицательным или неопределенно-личным предложением Между простыми предложениями, перед союзами а, однако, же, не то, притом Одна или две части являются номинативными предложениями
Предложение состоит из частей, включающих в себя синонимичные слова Между простыми предложениями, перед союзами или, либо Предложение распадается на смысловые части
Между простыми предложениями, перед союзами а именно, то есть Предложение состоит из коротких конструкций

Из всего вышесказанного следует сделать вывод: чтобы правльно расставить знаки препинания, необходимо определить тип предложения, выделить его грамматические основы, а затем понять, к какому виду союзов относятся служебные части речи, связывающие части этого предложения.