Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Занятие в старшей группе звук м. Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР. Звук и буква М. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Ольга Молчанова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м , м" в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой м ; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Садится тот, кто придумает слова на звук М .

2. Знакомство с новым материалом.

Воспитатель выставляет картинки : мак, компот, мухи, дома, мох, машина, мел, мельница, миска, мяч, помидор и др. Читает стихи :

Наши руки были в мыле,

мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

помогали нашей маме.

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Дети отвечают на вопрос, какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? (звуки м , м") .

Произнесение звука “М” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука .

Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены) .

Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий) .

Речевая зарядка. Словарный материал :

ма - мя ам - амь мо - мё ом - омь му - мю ум - умь мы - ми им - имь

Игра «Третий лишний»

Я назову три слова, вы послушайте и скажите, какое слово лишнее, какое не подходит? Почему? (По мере ответов на доску выставляются картинки)

Огурец, помидор, лимон

Яблоко, молоко, груша

Хлеб, мешок, булка

Банан, помидор, морковь

Мандарин, капуста, картошка

Дидактическая игра «Камень- вата» .

Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук м , и поднимают зеленый кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат мягкий звук м .

На полу скребется мышка,

Убежала в норку мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Спать залег в берлогу мишка,

Этот мишка очень мил,

Мальчик мал, но очень мил.

Только лапы он не мыл.

Он водичкой руки мыл.

Игра «Хлопай, не зевай»

(Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимона и дивана.)

Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно

Баман - банан - банам - панам

Милон - лиман - лимон - нимол

Дивам - тиван - видан - диван

Знакомство с крылатыми выражениями :

а) медвежья услуга - услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой - перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо;

в) мутить воду - специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.

Составление предложений по опорным картинкам. Составление схем предложений.

3. Физкультминутка.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, правой - раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

(Соответствующие движения) .

4. Знакомство с буквой .

Показ буквы .

«Из скольких элементов состоит буква

Выкладывание буквы из палочек .

Прорисовывание м в воздухе.

5. Анализ слогов ом, ум, эм, им, ма,му, ми, мэ. Синтез этих слогов (работа с кассой букв ) . Чтение слогов.

Закрепление звука в словах

(Выделение звука М в словах лимон , мыло, мак, медведь, мука.)

Выделите звук М в словах следующим образом.

Мука. В слове мука звук М находится в начале слова. В слове «мука» - два слога.

6. Подведение итога занятия .

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области.
Предлагаю учителям-логопедам

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР на тему «Звук М. Буква М».

Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о звуке М. Познакомить с новой буквой М.
Закрепить навыки выкладывания и чтения слогов с буквой М.
Учить выполнять звукобуквенный анализ слова МАКИ.
2. Совершенствовать умение преобразовывать деформированную фразу.
3. Развивать произвольное внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность.
Ход:
1. Экскурсия в Буквоград:
Логопед. Назовите первый звук в слове МАК.
Дети. В слове МАК первый звук М.
Логопед. Расскажите все о звуке М.
Дети. Звук М – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Давайте поиграем в игру
1) Игра «Повтори цепочку слогов»:
МА – МА – МО – МА
МУ – МО – МЭ – МА
ОМ – МО – МО - ОМ
МУ – МЫ – МЫ – МУ
МО – МЭ – МО – МЭ
МУ – МА – МЫ – МО
2) Логопед. Что такое мак?
Дети. Мак – это цветок.
Логопед. Подберите слова-определения к слову мак.
Дети. Мак – красный, полевой, высокий, нежный, красивый.
3) Логопед. Составим распространенные предложения со словосочетаниями:
красный мак, полевой мак, высокий мак, красивый мак.
Дети. Красный мак вырос в поле. Я сфотографировал полевой мак. Маша подарила маме красивый мак. Марина нарисовала высокий мак.
4) Логопед. Поселим картинки в дом:
На первом этаже картинки со звуком М в начале слов, на втором этаже – со звуком М середине слов, на третьем – со звуком М в конце слов.
Дети. На первом этаже поселим мотоцикл, машину, майку, малину.
Дети. На втором этаже поселим сумку, камыши, самолет, самокат.
Логопед. Кто живет на третьем этаже?
Дети. На третьем этаже живет сом, ком, гном
5) Логопед. В моих предложениях слова поссорились и встали не на свои места. Помогите помирить слова.
Игра «Путаница»:
Логопед. Маша, панама, голова, надеть, на
Дети. Маша надела на голову панаму.
Логопед. Маруся, котята, тетя, пять, у
Дети. У тети Маруси пять котят.
Логопед. Малина, лето, дети, поливать
Дети. Летом дети поливали малину.
Логопед. Надевать, Максим, майка, малиновая
Дети. Максим надел малиновую майку.
Логопед. Маки, поле, в, растут, красный
Дети. Красные маки растут в поле.
2. Физкультминутка «Маки»
Маки в поле вырастают - кисти рук собрать в бутон, ладошка к ладошке
Вместе солнышко встречают – поднять руки вверх, пальцы скрещены
Прилетает ветерок – покачать прямыми руками из стороны в сторону
И качает стебелек – собрать кисти рук в бутон
Вечер тихо наступает – присесть, опустив голову на колени
Наши маки засыпают
3. Знакомство с буквой М:
1) На что похожа буква?
2) Выкладывание буквы из палочек.
3) Выкладывание и чтение слогов с буквой М (работа в кассах букв).
АМ, МА, МУ, УМ, МЫ.
Выкладывание и чтение слов ТАМ, МАК, МАКИ, ПУМА.
4) Звукобуквенный анализ слова МАКИ
- Выкладывание схемы слова МАКИ с помощью квадратов.
- Характеристика каждого звука.
- Под каждым звуком дети кладут букву, в которой живет данный звук.
5) Печатание буквы М в тетради. Печатание слова МАК.
6) Раскрасить картинку с маком в тетради.
4. Итог занятия.
- Назвать слово, в котором звук М стоит в начале слова.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Калужской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» на тему

«Звук [М]»

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Учитель - логопед

Высшей квалификационной

Абрамова Елена

Николаевна

2012

Тема: Звук [М].

Цель: Познакомить детей со звуком [М], его характеристикой.

Задачи занятия:

  • Дать представление о согласном звуке.
  • Начать знакомство детей с характеристиками согласных звуков.
  • Учить выделять согласный [М] из ряда звуков, слогов, слов.
  • Развивать слуховое внимание и память, мелкую моторику.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

Игрушки: матрешка, машинка, мяч, мышка, мартышка, кукла Маша, домик;

Морковка, помада, маркер, клоун Вася, магнитная азбука с буквами А, О, У, М., Звуковички [А], [У], [О], [И], [М].

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: - Дети, вспомните, какие Звуковички приходили к нам в гости. (А, О, У.И)

Что мы делаем, когда произносим звуки А, О, У, И? (поём)

Как называются звуки, которые мы поем? (гласные)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком нашей русской речи. Давайте сядем и послушаем сказку.

Давным-давно это было. Стояла поздняя осень. Обессиленная от холода и голода дикая корова бродила по лесу в поисках пищи. Вдруг ее взгляд остановился на костре, горевшем в жилище людей. Дикая корова поспешила туда и жалобно стала просить помощи ММ…М.____у…

Слайд №1 (корова)

Из пещеры вышел дикий человек и увидел бедное животное.

Слайд №2 (дикий человек)

Он завел корову в свое жилище и дал ей сена. За свое спасение корова дала молока. Маленький гномик звуковичок, наблюдавший за этим, незаметно коснулся своей волшебной палочкой человека и, вдруг, показывая на корову у мужчины вырвалось ММ… Му…

Слайд№3 (дикие люди)

На следующий день все жители пещеры повторяла М…МУ.

Вот так и появился в речи людей звук [М].

Сядьте за столы, возьмите зеркала. Будем правильно произносить [М].

  1. Характеристика звука [М].

Логопед : - При произнесении М губы смыкаются, воздуху некуда деваться и он проходит через нос. Почувствуете тепло. Звук [М] согласен жить в трудностях, он согласный звук.

Смотрим на картину и слушаем сказку.

За высокими холмами, за дремучими лесами на одной сказочной поляне в Звуковом королевстве живут маленькие звуковые человечки. Вчера вечером на собрании звуковички решили послать к детям в старшую группу Звуковичка [М].

Дальнюю дорогу прошел звуковичок, встретил на своем пути и бабу ягу и Кощея бессмертного, никого не испугался, всех преодолел на своем пути. Потому что хочет научить детей правильно произносить [М], в д научить детей составлять слоги и слова со звуком [М] (появляется звуковичок М)

Звуковичок: - Здравствуйте, ребята, я звуковичок М, посмотрите какого цвета моя одежда? Живу я в синем замке и называюсь согласным звуком. Давайте вместе повторим согласный (дети повторяют вместе, потом по одному). И еще я могу звучать твердо…, и мягко… А еще я звонкий звук…. Устал я с дороги ребята, хочу отдохнуть.

  1. Выделение согласного звука [М] из ряда звуков, слогов, слов.

Васенька: - Здравствуйте, мои друзья! вы познакомились с новым звуком? Я что-то плохо вижу, с каким же из них? Звуковичок М отдыхает, давайте поиграем.

Проводится игра «хлопай, когда услышишь [М]»

А к т..м..у..в…м..с..м..о

До…мо…ко…сы.. ма…му…фу..

Мак…ток…дом.. мы….папа… муха…мама

П. Г. «МЯЧ»

Мой веселый звонкий мяч

Ты опять помчался вскачь.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания и произвольной памяти.

Васенька: - Вы знаете, ребята, сегодня я хочу показать вам свои знаменитые фокусы с игрушками. Долго я готовился, собирал разные игрушки и запутался немного.

Логопед: Ребята, давайте поможем Васеньке.

(дети выбирают игрушки, в названиях которых есть звук [М]).

Васенька : - А, сейчас знаменитый фокус «Что пропало?»

(игра проводится с пятью игрушками).

Фокус «Что появилось?»

Васенька: - Ой, что-то мне потанцевать захотелось.

Физкультминутка «Мишка с куклой».

Мишка с куклой громко топают

Громко топают, посмотри.

И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают раз, два, три.

Мишке нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться, посмотри.

Кукле нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться раз, два, три.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед:- Каждый звук обозначается буквой.

У звука [М] тоже есть буква эМ. Мы можем видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить букву эМ. Посмотрите на доске буква эМ, она молчит, не звучит, но только мы начнем ее произносить, она зазвучит звонким, согласным и твердым звуком [М].

Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки.

Взялись за руки друзья и сказали ты да я,

А между тем, мы видим букву эМ.

(выкладывание буквы из спичек).

  1. Итог занятия.

Логопед:- Ребята, сегодня мы познакомились с согласным звуком и оставили без внимания наших главных гласных звуков, но я вам открою секрет: на следующем занятии мы будем дружить согласный Звуковичок М с гласными Звуковичками А,О,У,И.

Васенька:- Ребята, какие вы молодцы, я вам приготовил задание на вечер. Как звучит эта буква? Обведите букву эМ и выложите, ее синим пластилином. Вспомните, в названии, каких игрушек, звучал [М]?

Логопед:

Дети на занятии вы познакомились с первым согласным звуком [М], согласных звуков в русском языке много. Согласные звуки, как и гласные звуки, всегда нужны, без них не обойтись и слов не произнести.

Используемая литература:

Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической

Группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – М.:

Детство – Пресс, 2007.

Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:

Издательство Гном, 2001.

Занятие проведено 29 октября 2012 года с воспитанниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи. На занятии присутствовала заместитель директора по науке Григорьева Л.С., ст. воспитатель по дошкольному образованию Маркина И.Н.

/Учитель-логопед: Абрамова Е.Н./


Разделы: Работа с дошкольниками

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по городу Красивой речи, Кот в сапогах решил с вами поиграть в игру, но вы должны быть очень внимательны, выполняйте задание только в том случае, если услышите слово “ пожалуйста”

  • Поднимите руки вверх, пожалуйста!
  • Опустите!
  • Опустите, пожалуйста!
  • Коснитесь рукой носа!
  • Коснитесь, пожалуйста, рукой носа!
  • Хлопайте в ладоши, пожалуйста!
  • Встаньте!
  • Встаньте, пожалуйста!
  • Маршируйте, пожалуйста!
  • Поставьте руки на пояс!
  • Садитесь, пожалуйста!

2. Работа по развитию зрительного восприятия и памяти.

Всё кругом белым-бело
Много снегу намело
Как же дальше нам пройти?
Ты на снежинки посмотри
Две одинаковые найди.

3. Послушайте внимательно загадку, а из отгадки вы узнаете, какую сказку вы сегодня увидите в конце занятия.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
Что, отгадали загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки … (Маша и медведь), (открывается картинка)

Молодцы, верно!

Определите первые звуки в словах “Маша”, “медведь” . (“м”, “мь”) .Это звуки, которые мы сегодня будем сравнивать.

4. Артикуляционная гимнастика:

Губы:

Мы потянем губы к ушкам,
И получатся лягушки

Зубы:

Зубы крепко мы сжимаем и заборчик получаем.

Язык:

Язычок у нас
Станет горочкой сейчас,
Пусть катается с утра
Со двора вся детвора.
Мы расслабим язычок,
И рот закроем на крючок

Щёки:

Будем щёки надувать
С воздухом играть.

5. Дифференциация звуков изолированно.

Давайте позовём звуки “м” и “мь”.

6. Сравнительный анализ и характеристика звуков изолированно.

  • Звуки “м”, “мь” пришли ты попробуй их сравни.
  • Губы: сомкнуты, размыкаются при произношении звука.
  • Зубы: разомкнуты.
  • “м” - спинка языка опущена.
  • “мь”- спинка языка поднята к нёбу.
  • Голосовые связки: работают.
  • Воздушная струя - выходит через нос.
  • Что мы можем сказать про эти звуки, какие это звуки?
  • Это звуки согласные (встречается преграда), звонкие (голосовые связки работают).
  • “м” - твёрдый (спинка языка опущена).
  • “мь” - мягкий (спинка языка поднята).

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
Зелёный квадрат подними,
А если услышь “м”,
Синий квадрат подними

М- МЬ-Н-М-МЬ

МА-МЯ-НИ-МИ-МЕ-НЕ-МУ-МИ

МАМА-МИР-НИНА-МУХА-МЕЛ-ПАР-МОХ

8. Дифференциация звуков в словах.

Звуки вы сейчас поймали,
Ну, а слоги не назвали.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА, МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно, смотри
МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ

Ребята Медведь с Машей спорят и не знают, какой слог подарить клоунам Тому и Тиму, помогите им, пожалуйста.

  • Слог МИ кому отдадим?
  • Слог МЫ?

(Прочитайте ещё раз эти слоги)

9. Физминутка с элементами фоноритмики (поём “АМ”, (тихо, громко)

10. Дифференциация звуков в словах

Д. игра “ Чудесный мешочек” с запиской

  • Ребята, распределите предметы между Машей и медведем. Маше отдайте предметы, в которых есть звук “М”, а медведю предметы в названии которых - звук “мь” слова со звуком “МЬ”

11. Звуковой анализ

  • Выкладываем слова из буквенного конструктора (мама, мир)

12. Показ русской – народной сказки “Маша и Медведь” (настольный театр)

13. Итог:

  • Какие звуки вы сегодня сравнивали на занятии? (“м” и “мь”)
  • Чем отличаются эти звуки друг от друга? (“ м” -твёрдый согласный, “мь”- мягкий согласный)

14. Домашнее задание - рассказать сказку дома.

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м» .

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II . Основная часть

2. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

А какие еще звуки вы уже знаете?

Какие они?

Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы» :

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

ИМ АМ УМ

Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка – лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.