Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Тест по неполным предложениям. Тест. Односоставные и неполные предложения. Основные группы односоставных предложений

РУССКИЙ ЯЗЫК Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

    Найдите определённо-личное предложение .
А. С утра меня лихорадило. Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.) В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.) Г. Из берёзовой коры плетут корзины. 2. Найдите неопределённо-личное предложение. А. У грызунов нет клыков. Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.) В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.) Г. Не скучайте. 3 . Найдите безличное предложение. А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.) Б. К утру вьюга успокоится. В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.) Г. Уходим завтра в поход. 4. Найдите назывное предложение. А. Волной разбило лодку. Б. Цыплят по осени считают. (Пословица) В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.) Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.) 5. Найдите обобщённо - личное предложение. А. Темнеет уже в долине. Б. Мне не к кому было обратиться за советом. В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. 6. Найдите среди данных предложений односоставное. А. Я вне себя. Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.) В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.) Г. Поездку домой ожидали все. 7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.) А. Двусоставное В. Односоставное определённо-личное Г. Односоставное безличное 8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными . А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.) Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.) В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.) Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.) 9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным .

А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.) В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться. Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.) 10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

А. Придёшь завтра ко мне?

Б . В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)

В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)

Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)

11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)

А. Односоставное безличное Б. Односоставное неопределённо-личное В. Двусоставное Г. Односоставное определённо-личное 12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение. А. Крепко пахло смородиной. Б. За окнами мороз. В. Как же снять? Г. Алёша смотрел на них, а они – на него. 13. Найдите назывное предложение. А. Воздух горячий. Б. Чуть-чуть сыровато. В. Темный лес. Г. Утро ясное и морозное.

14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?

А. Двусоставное, и двусоставное Б. Двусоставное, и односоставное безличное В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное 15. Какое из данных утверждений является верным? Неопределённо-личное предложение - это предложение… А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица; Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени; В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица; Г. Со сказуемым, которое не допускает наличие подлежащего.

Ключи к тесту

1. Б 2. Б 3. А 4. В 5. В 6. В 7. Г 8. В 9. А 10. Б 11. Б 12. Г 13. В 14. В 15. Б

Юнусова Роза Ферахетдиновна , учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н.К. Джорджадзе,

Из урока «Неполные предложения» вы узнаете об отличиях полных предложений от неполных. Ученики научатся различать односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные синтаксические конструкции. Для закрепления нового материала вы рассмотрите наиболее яркие примеры.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Неполные предложения

3. Русский филологический портал ().

1. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева.

Отметьте полные и неполные предложения. Разберите их по членам предложения.

— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!

2. В каждом ряду слов есть «лишнее». Определите это слово.

В рощ.., много морков.., в изложени.., во время революци...

По памят.., без лодк.., в пут.., в воздух...

Во всей суровост.., к мудрост.., в забо.., об исследовани...

На тюл.., в шампун.., передал Наталь.., о гербари...

В стремен.., на вымен.., в пламен.., на камн…

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Неполные предложения» Упражнение 1. Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. 1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы до небосвода (А. Блок). Упражнение 2. Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему? 1) А как звать тебя? Власом. А кой тебе годик? Шестой миновал. (Н. Некрасов) 2) А как звать тебя? Меня звать Власом. А какой год тебе пошёл? Мне миновал шестой год. 1 / 11

2 Упражнение Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой....таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин) Упражнение 4. Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их. Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев). Упражнение 5. Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены. 2 / 11

3 1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои все хуже (М. Горький). 2. Люди получше любили его, похуже боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые берез лежали у ног женщины (М. Горький). Упражнение 6. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения. В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему. Упражнение 7. Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака. 1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек 3 / 11

4 (В. Солоухин). Упражнение 8. Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания. 1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский). 4 / 11

5 Упражнение 9. Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире. 1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.) Сколько грамматических основ в последнем предложении? Какие члены предложения опущены в неполных предложениях? Упражнение 10. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их. Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя. 5 / 11

6 Апологет человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное если по расчету. (С.Жуковский) Упражнение 11. Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире. Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба. Упражнение 12. Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы. Вдруг сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит: Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль? На фронт обратно. Руку вылечил. Понятно. Не герой? Покамест нет. Доставай тогда кисет (А. Твардовский). 6 / 11

7 Упражнение 13. Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст? Упражнение 14. Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений. Упражнение 15. Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое. Упражнение / 11

8 Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения. 1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (П ришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня ноябрьская тьма (Булгаков). Тест по теме «Неполные предложения» 1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения? Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван. а) односоставное, определенно-личное, полное б) односоставное, определенно-личное, неполное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное 8 / 11

9 2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне. а) односоставное, неопределенно-личное, полное б) односоставное, неопределенно-личное, неполное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное 3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? Надо бороться с мрачными мыслями. а) односоставное, определенно-личное, полное б) односоставное, неопределенно-личное, полное в) односоставное, безличное, полное г) двусоставное, неполное 4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? Где же ты, моя родная? 9 / 11

10 а) односоставное, определенно-личное, полное б) односоставное, определенно-личное, неполное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное 5. Какое предложение является двусоставным неполным? а) Уходи-ка отсюда! б) Жизнь человеку дается один раз. в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно. г) В десять часов вечера праздничный салют. 6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным? а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать. б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров. в) Какая чудесная ночь! г) Щебнем завалило весь пустырь. 7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)? а) Квартира у него большая, светлая. б) И только слово, только слово в степи маячит под луной. в) Писать бы тебе на литовском. г) На полу у него во дворце дорогие персидские ковры. 10 / 11

11 8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения? а) Мой брат лучший врач в городе. б) За тем лесом замечательное озеро. в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу. г) В одном городе жил его отец, в другом обитала теща. Ответы: 11 / 11


РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС (Вариант 02 1/5) Мониторинговые исследования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 02 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку две части. Выполнять задания каждой части можно

Урок 1. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Цели урока: - Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого. - Обеспечить понимание учащимися

МБОУ «Большебыковская СОШ» Урок русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений» Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Давыдова Н. В. Тема урока: Виды односоставных

22.01.Материал параграфа 53. Знать, на какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое. Выполнить упр.424, стр.154 (озаглавить текст, списать, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова, обозначить

Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Фамилия, имя школа, класс Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Птенцы Это было в станице весной. Ярко светило

Простое предложение и его грамматическая основа 9 Русский язык класс БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 162» Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д. Цели урока: повторить виды предложений

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 класс Тема: Второстепенные члены предложения. Определение. Тип урока. Урок открытия нового знания. Цели: Метапредметные: преобразовывать информацию (текст в

Диктант по русскому языку 8 класс зима в лесу >>> Диктант по русскому языку 8 класс зима в лесу Диктант по русскому языку 8 класс зима в лесу Снег давно 3 сбежал с полей. Меня, бывалого охотника, и сейчас

АЛЕКСАНДР МЕНЬ Эту историю о. Александр придумал и рассказал сидя за столом в кругу друзей. Приведенный текст - расшифровка с магнитофонной кассеты... АЛЕКСАНДР МЕНЬ СКАЗКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ХУДОЖНИК

ВАРИАНТ 1 1 Определи тип данного текста. Выбери и отметь верный ответ. Вылез ёжик из своей норки и стал чиститься. Он тёрся о куст и веточки. Потом облизал себя язычком и побежал пищу искать. рассуждение

Aleksander Olszewski I rok II stopnia Filologia rosyjska UW kwiecień 2013 Другу Знал бы ты, Друг, как сегодня мне хочется плакать! И мужики тоже плачут, чего тут скрывать! Серые дни, ненавистная мерзкая

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие с любимыми героями» в старшей группе. Воспитатель: Иванова С.Е. 16Декабря 2014 Интеграция образовательных областей: Познание. Речевое развитие. Образовательные

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

Тире между подлежащим и сказуемым Тире ставится 1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой). Следующая станция Мытищи; Трижды пять пятнадцать;

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится

Праздник «День любимых мам» Савина Л.А. Цели: формировать в детях чувство уважения к мамам. Оборудование: фотовыставка, выставка рисунков, диски с фонограммами, шары для украшения зала, подарки мамам и

Т. В. ШКЛЯРОВА ТРЕНАЖЁР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус Ш66 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

Урок 6. 1.Что такое начало? Начало это время, когда Бог создал всё, много лет назад. 2.Кто сотворил всё, что есть в мире, в Начале? Бог. 3.Что было в мире до того, как Бог сотворил всё? Ничего. 4.Если

Власкина Ольга Федоровна учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 17» г. Брянск КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ.

Односоставные предложения ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРАВИЛ I вариант 1. Односоставные предложения это предложения.... 2. Определенно-личные предложения это.... 3. Односоставные предложения

М. Зощенко А. Гайдар Л. Воронкова и другие Любовь Воронкова РАДОСТИ Ребята сидели на брёвнышках под берёзами и разговаривали. А у меня радость, сказала Алёнка, у меня новая лента, смотрите, какая блестящая!

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 4 Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Тридцать первое января Классная работа. Природа в лирике поэтов: Тютчева и А.Фета 1. Проверка домашнего задания. Вы все прочитали рассказ А.Чехова «Хирургия». Понравился ли вам рассказ? Что вызвало смех?

1 Тест 3. Лексика. Грамматика Время - 30 минут Инструкция Прочитайте предложения. Выберите нужное слово или форму слова (а, б или в). Отметьте его в контрольном листе. 1. Моя мама экономист, она работает.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат» Нам нужен мир Классный час для начальной школы, посвященный Международному дню мира Воспитатели:

Упражнения по теме "Употребление прилагательных в речи" Упражнение 1. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям). 1) Дом как бы спит, но я знаю

Сон-трава диктант 8 класс >>> Сон-трава диктант 8 класс Сон-трава диктант 8 класс Март первый весенний месяц. Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на Сон-трава диктант

Альманах Выпуск 1 (ноябрь, 2016 г.) «Золото осени» Осень, осень... Сколько образов, ассоциаций связано с этим временем года! Наши дети по-своему выражают отношение к осени. Для одних это золотая разноцветные

Урок русского языка в 4 «Б» классе. Программа «Школа России». Учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 п. Ноглики Высоцкая Ольга Михайловна. Тема урока: «2 - е лицо глаголов единственного числа». Цели урока:

ГБС(К)ОУ школа-интернат 3 г.о. Тольятти Урок обобщение по теме «Предложение» Урок с использованием ИКТ-технологий.

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

Односоставные предложения Предложения грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) называются двусоставными. Предложения грамматическая основа которых состоит

12 ВАРИАНТ2 Перепишите текст 1, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Текст 1 Когда-то половецкий хан Атрак д... брался< 3) со своей ордой до (Г,г)рузии.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 9 класс Словарные слова МОЗАИКА (из франц.) 1. Изображение или орнамент, выполненные из отдельных разноцветных кусочков стекла. 2. Вид искусства,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 29 МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 Б КЛАССЕ ТЕМА: «ОРИЕНТИРОВАНИЕ. СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА» Учитель: Грищенко Л. В. Тамбов

Пояснительная записка Место предмета. 8 класс, русский язык. Количество часов в неделю, в году 0. Цели и задачи обучения. учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: - закрепить основные

Тема урока: «Простое и сложное предложение Запятая в сложном предложении» Цель: решение понятийной базы учащихся за счет включения в неѐ новых элементов (сложное предложение) и овладение материала урока

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Созонова Ю.Г.» Проект урока литературы в 8 классе «Проблема истинной доброты в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»». Цель урока: формирование представлений

Тематическое планирование с определением основных форм организации учебных занятий Содержание предмета Количество часов Формы организации учебных занятий Функции русского языка в современном мире Повторение

С. Есенин «Черёмуха» Интегрированный урок чтения и музыки Оборудование: плакат с изображением цветущей черёмухи, портрет С. Есенина, открытки из серии «Дом-музей С. Есенина», гербарий с цветами черёмухи.

1. Моя мама экономист, она работает. а) в банкомате б) в баре в) в банке 2. Я очень познакомиться с вашей женой. а) готов б) рад в) занят 3. Очень жаль, кажется, мы опоздали на автобус, нужно искать такси.

Требования к уровню подготовки учащихся 1.Учащиеся должны знать: определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя

Верн любил приключения! И однажды Верну захотелось приключений. Он вспомнил волшебный камень дракона. Ещё у него была фотография этого камня. И он решил отправиться за камнем. Однажды рано утром он пошёл

Односоставные предложения. Это такие предложения, в которых есть только один главный член. Это либо подлежащее, либо сказуемое. Назывные предложения. Предложения, в которых есть только подлежащее, называются

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 Конспект пробного урока по русскому языку на тему: «Гласные и согласные звуки» во 2 «А» классе школы 1248 студентки 55 группы Мамай Анастасии

Падежи Вспомогательное слово Вопросы Слово-пример Предлоги Именительный есть кто? что? зайчик зима Родительный нет кого? чего? зайчика зимы без, до, от, из, для, около, у, с, посреди, возле Дательный обрадовался

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Балтийского муниципального района детский сад 6 Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 28 «Снегирёк» общеразвивающего вида Истринского муниципального района Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому

Как учить русский язык без стресса, легко и просто. Советы. Здравствуйте! Меня зовут Люба. Зачем я решила записать это видео? Я преподаю русский язык по скайпу, и не только, и я сама изучала несколько

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» Непосредственно-образовательная деятельность педагога- психолога в средней группе по сказкотерапии: «Победи свой страх»

Сценарий праздника, посвященного Дню города «Зеленокумска 235лет!» Подготовила: воспитатель Онокало Ольга Владимировна. Дата проведения: 07. 10. 2016г. Ход мероприятия Дети под музыку заходят в зал. Танец

0 Аннотация Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе требований стандартов второго поколения ФГОС, программы основного общего образования по русскому языку. Рабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение Помоздинская средняя общеобразовательная школа им.в.т. Чисталева УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Помоздинская СОШ им.в.т. Чисталева Ф.Э. Линдт Контрольно-измерительные

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

Конспект открытого урока по русскому языку. Учитель Дата проведения Ситникова Елена Алексеевна Класс Предмет Количество учащихся % присутствую щих учащихся по списку Присутство вало 4.12.2013 8 «Б» Русский

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе Тест по русскому языку в 8 классе состоит из 2 частей: часть А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» П Л А Н - К О Н С П Е К Т ОТКРЫТОГО УРОКА В 1 А КЛАССЕ Предмет: Мир вокруг нас Тема: Откуда берутся снег и лед? Учитель: Кондратьева

Будьте вежливы всегда Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой Подготовила семья Ильи Федотова 2012 год Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» УТВЕРЖДАЮ: Директор центра О.В. Сизова Приказ 13/1 от

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспериментальные материалы для учащихся 4 классов РУССКИЙ ЯЗЫК (2) Вариант 4 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Предложения односоставные и двусоставные Урок в 8 классе на методическую неделю составила учитель русского языка и литературы

Часть первая. Детство (1) Весна" зака"нчивается. Ка"ждый день иду"т дожди". В де"тстве я выходи"ла из до"ма, надева"ла гало"ши и до"лго смотре"ла на ту"чи. Ту"чи похо"жи на шерсть бара"на. Вот и сейча"с

Номер урока Тема раздела, урока. Дата Коли чест во часо в 1 Раздел 1. Общие сведения о языке. Русский язык в современном мире. Понятие государственного языка 2 Раздел II. Повторение изученного в 5-7 классах.

Психологическое занятие: Как я воспринимаю окружающий мир. 1. Организационный момент. Сядьте удобно, почувствуйте самих себя и пространство вокруг. Вы видите меня, вы видите класс, своих друзей и одновременно

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Май 2013 Краевая мониторинговая работа Фамилия, имя, школа, класс ВАРИАНТ 1 1. Прочитай текст. Солнышко пригрело землю. Наступила весна. Попросила весна красное

ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА по предмету «окружающий мир» 2 класс 1 вариант Часть 1 При выполнении заданий 1-8 выбери правильный ответ. 1. Укажи верное высказывание. 1) Камни, осадки, воздух неживая природа.

Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя (полная) общеобразовательная школа» Сценария сказки «Заколдованная слезинка» (для детей разновозрастной группы) Составила: воспитатель дошкольной

Структурная карта урока

Неполные предложения. Тире в неполном предложении.

1. Упражнения по теме «Неполные предложения»


1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)

2. Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).

3. Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.

1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже (М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).

4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

5. Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.

1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).


6. Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

7. Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)


- Сколько грамматических основ в последнем предложении?

- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?

8. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выпишите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

9. Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

2. Тест по теме «Неполные предложения» .
1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения? Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван . 2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне .

а) односоставное, неопределенно-личное, полное б) односоставное, неопределенно-личное, неполное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное
3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? Надо бороться с мрачными мыслями . а) односоставное, определенно-личное, полное б) односоставное, неопределенно-личное, полное в) односоставное, безличное, полное г) двусоставное, неполное
4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? Где же ты, моя родная ?
а) односоставное, определенно-личное, полное б) односоставное, определенно-личное, неполное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное
5. Какое предложение является двусоставным неполным?

а) Уходи-ка отсюда! б) Жизнь человеку дается один раз. в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно. г) В десять часов вечера праздничный салют.
6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным?

а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать. б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров. в) Какая чудесная ночь! г) Щебнем завалило весь пустырь.
7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)?

а) Квартира у него большая, светлая. б) И только слово, только слово в степи маячит под луной. в) Писать бы тебе на литовском. г) На полу у него во дворце - дорогие персидские ковры.
8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения?
а) Мой брат - лучший врач в городе. б) За тем лесом - замечательное озеро. в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу. г) В одном городе жил его отец, в другом - обитала теща.

3. Задание на дом:1) повторить материал по теме «Второстепенные члены предложения», подготовиться к зачёту 2) Выполнить задание Т1 В5

Упражнение 1.

Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы - до небосвода(А. Блок).
Упражнение 2.
Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?
1) - А как звать тебя?
- Власом.
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.
(Н. Некрасов)
2) - А как звать тебя?
- Меня звать Власом.
- А какой год тебе пошёл?
- Мне миновал шестой год.
Упражнение 3.

Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)

Упражнение 4.
Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).

Упражнение 5.

Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.

1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже (М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).

Упражнение 6.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Упражнение 7.
Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.

1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).

Упражнение 8.
Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом(Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки(Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды(Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще?(Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

Упражнение 9.
Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

Сколько грамматических основ в последнем предложении?
- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?

Упражнение 10 .

Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

Упражнение 11.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Упражнение 12.

Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Вдруг - сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит:
- Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль?
- На фронт обратно. Руку вылечил.
- Понятно. Не герой?
- Покамест нет.
- Доставай тогда кисет (А. Твардовский).

Упражнение 13.

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?

Упражнение 14.

Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.

Упражнение 15.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Упражнение 16.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).