Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Как заполнять национальный рейтинг прозрачности закупок. Эксперты назвали самых прозрачных и непрозрачных госзакупщиков. Ежегодный отчет о состоянии электронной торговли

Национальный рейтинг прозрачности закупок 2016 года показывает, что за 2,5 года после введения новой контрактной системы закупки государства так и не стали прозрачными, пишет газета "Ведомости" . Так, с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года госзаказ вырос на 20%, а число конкурентных закупок - всего на 1%. В среднем на торги приходит менее трех участников, и при этом на трети торгов цена не снижается.

В результате на закупках по завышенным ценам государство потеряло около 180 млрд рублей (2,68% от заказа), что, впрочем, меньше, чем годом ранее (247,3 млрд, или 4,3%).

Прозрачность закупок авторы публикуемого с 2006 года рейтинга , объявившие его независимой некоммерческой инициативой в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок, оценивают в 2016 году как среднюю. Такую же оценку получило курирующее контрактную систему Минэкономразвития (32-е место в рейтинге из 70). У ФАС, контролирующей процедуры закупок, "высокая прозрачность" (девятое место).

Данные отчасти подтверждают заявления Минэкономразвития о том, что за импортозамещение приходится платить, считает председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко.

Самыми прозрачными признаны закупки Росимущества, Москвы, Владивостока и "Росатома". Самыми непрозрачными - Росавиации, Росрыболовства и Росстандарта, а среди госкомпаний - Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и "Сибэко".

Росавиация, как отмечает издание, не согласна с методологией рейтинга, считающей непрозрачными закрытые способы закупки (извещение рассылается ограниченному кругу лиц). На электронных аукционах закупаются в основном недорогие вещи: канцтовары, оргтехника, уборка помещений. Доля таких закупок в расходах крайне мала, объясняет представитель агентства, а большая часть закупок - строительство и реконструкция аэродромов, взлетных полос - может достигать десятков миллиардов рублей.

Претензии к рейтингу есть и у ГТЛК, которая, как заявил ее представитель, в основном закупает финансовые услуги. Раньше госкомпания проводила конкурс, выбирала банк по самой низкой ставке, но банк собирал кредитный комитет и отказывал в кредите. В 2016 года сознательно перешли на закупку финансовых услуг у единственного поставщика.

Авторам лучше поправить методологию и не учитывать эти услуги, предлагает представитель ГТЛК. Госкомпании, напомнил он, ранее уже просили вывести финуслуги из-под действия закона об их закупках, и Минэкономразвития с ними согласилось.

При этом, как передал изданию через представителя вице-президент Ассоциации участников закупок Павел Друкер, региональные компании жалуются на невозможность выиграть торги из-за коррупции.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает конкурсы менее прозрачным способом закупки, чем аукционы, напоминает издание. Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что 95% закупок госкомпаний производятся у единственного поставщика. В подготовленном ведомством проекте Национального плана по развитию конкуренции содержится предложение перейти от субъективных конкурсов к электронному аукциону, фактически вернувшись к положениям закона о госзакупках, отмененным в 2014 году.

6 декабря в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась ежегодная Церемония подведения итогов проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». В пленарном заседании приняли участие .

Так же с докладами на тему государственных и корпоративных закупок выступили Машков Виталий Владимирович, советник генерального директора АО «Корпорации МСП», Данилов Алексей Леонтьевич, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, Мельниченко Инна Алексеевна, директор Департамента методологии и организации закупок ГК «Росатом».

Начиная с 2006 года, аналитическим центром проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» осуществляется непрерывный мониторинг российского рынка закупок на предмет прозрачности и эффективности закупочных процедур. В результате детального анализа за период НРПЗ 2018 в государственном секторе было исследовано 2 852 973 закупок, начальная максимальная цена которых составила 7,38 трлн. руб., в секторе 223-ФЗ было проанализировано 1 373 112 закупок, начальная максимальная цена которых составила 29 трлн. рублей. Прозрачность национального рынка закупок находится на уровне «Средняя прозрачность» шкалы НРПЗ, который является третьим по счету из пяти возможных.

«В целом стабильный рынок государственных закупок вступил в новую нормативную реальность, и мы будем надеяться, что внесенные масштабные поправки только улучшат конкурентность и прозрачность закупочного процесса, однако вызывают опасения отдельные нормы такие, как возможность закупок у взаимозависимых обществ, которые могут и отрицательно сказаться на прозрачности, проект НРПЗ будет следить за изменениями и представит их на следующем ежегодном исследовании» — сообщает Симоненко Виктор Викторович, председатель оргкомитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Виктор Симоненко

Ежегодно аналитический центр проекта НРПЗ рассчитывает и анализирует условный показатель «Потери государства в условиях низкой конкуренции», который индикативно показывает возможные потери государства на закупках, проведенных в неконкурентной среде. За период НРПЗ 2018 потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 89,61 млрд. руб. (без учета уровня инфляции). Таким образом, потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции за период НРПЗ 2018 сократились на 33,9%. «В ежегодном исследовании мы видим, что уровень конкуренции за последний период исследования вырос, и, как следствие, снижаются потенциальные потери государства» — комментирует Виктор Симоненко.

На сегодняшний день электронный аукцион – самый востребованный вид закупочных процедур (доля ЭА составляет 81,20% от общего количества проведенных закупок) и наиболее конкурентный и эффективный способ осуществления закупок (среднее количество заявок на ЭА порядка 3,21). Как отмечает Виктор Викторович: «Интересно понаблюдать, как измениться ситуация в 2019 году при условии перевода всех закупок в электронный вид».

Второй год особое внимание уделяется участию малого и среднего бизнеса в государственных закупках. «Сегодня поддержка малого и среднего бизнеса очень важна для экономики страны и выделена в отдельный национальный проект. Исследование показало, что сегмент МСП очень активен и за период исследования 80% договоров заключено с субъектами МСП, что говорит об огромном потенциале этого рынка и необходимости поддержки участников этого процесса» — говорит Председатель организационного комитета Симоненко Виктор Викторович.

Заключительной частью мероприятия стала торжественная Церемония награждения лидеров Рейтинга прозрачности закупок в 5 сегментах. Традиционными участниками стали заказчики федерального, регионального, муниципального уровней и корпоративные заказчики, работающие в рамках Федерального закона №223-ФЗ. В сектор государственных и муниципальных закупщиков были включены унитарные предприятия, а коммерческий сегмент был исключен ввиду отсутствия достаточного количества информации о закупках в открытых источниках.

Участниками НРПЗ 2018 стали 372 заказчика, а именно 69 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня; 85 субъектов Российской Федерации; 87 крупнейших муниципальных образований; 62 крупнейших унитарных предприятия; 69 заказчиков, деятельность которых регулируется Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 г.

Лидерами НРПЗ 2018 стали следующие участники, получившие наивысшую оценку Рейтинга — «Гарантированная прозрачность»:

Класс федеральных государственных закупщиков : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по туризму, Федеральная служба государственной статистики, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации.

«Сектор федеральных заказчиков является единственным, получившим общую характеристику «Высокая прозрачность», шкалы НРПЗ, который является вторым по счету из пяти возможных, и демонстрирует стабильность и зрелость участников секции при осуществлении закупочной деятельности», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Класс региональных государственных закупщиков: г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика – Чувашия, Тамбовская область, Смоленская область, г. Севастополь, Архангельская область, Республика Саха (Якутия).

«Исследование 2018г. показало, что рынок субъектов малого и среднего бизнеса является огромным, и по итогам исследуемого периода было выявлено, что 80% все заключенных контрактов заключены с представителями малого и среднего бизнеса. И большую долю этого объема заключают именно Региональные заказчики, поэтому этот сегмент по праву можно считать точкой роста для малого и среднего бизнеса», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Класс муниципальных государственных закупщиков : МО г. Владивосток, МО г. Петропавловск-Камчатский, МО г. Хабаровск, МО г. Ставрополь, МО г. Пермь, МО г. Сочи, МО г. Тюмень, МО г. Южно-Сахалинск, МО г. Сургут, МО г. Смоленск.

«Сектор муниципальных заказчиков за период исследования преподнес сюрприз и продемонстрировал самый высокий уровень конкуренции на закупках (3,23 участника на одну закупочную процедуру), это говорит о том, что участие в закупках заказчиков муниципального уровня доступнее и позволяет большему количеству участников попробовать свои силы в госзаказе» — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Класс унитарных предприятий: ГУП г. Москвы «Мосгортранс», ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП РК «Крымэнерго», ГУП г. Москвы «Моссвет», ГУП РК «Черноморнефтегаз», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

«В этом году секция ГУПов и МУПов была выделена в отдельный сегмент, поскольку была законодательно переведена под действие Федерального закона №44-ФЗ о закупках, и было интересно посмотреть на то, как предприятия перестроятся и будут осуществлять свою деятельность. Несмотря на все сложности, связанные с изменением структуры проведения закупок, предприятия смогли адаптироваться без ущерба для производственных процессов. Тем не менее были приняты поправки, которые возвращают заказчиков в регулирование 223-ФЗ, и дальнейшее исследование сегмента будет проводится в разрезе секции заказчиков, работающих по 223-ФЗ» — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №223-ФЗ : Госкорпорация «Росатом», АО «МОСГАЗ», ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», ПАО «Ростелеком», Государственная компания «Автодор», Внешэкономбанк (ВЭБ РФ).

«Сегмент заказчиков, работающих по 223-ФЗ, является самой динамически меняющейся сферой в разрезе нормативного регулирования. За период исследования соотношение закупок, проведенных в конкурентной электронной форме и не электронной форме, составило 60% и 40% соответственно. Принятые поправки, с одной стороны, позволят повысить прозрачность и уровень конкуренции в сегменте, но, с другой стороны, часть объемов может выйти из-под регулирования в рамках работы с взаимозависимыми обществами. Следующий период исследования покажет, насколько эти опасения оправданны», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Самые непрозрачные госзакупки проводят Росалкогольрегулирование, Минэнерго, Росавтодор и Росрыболовство - именно эти ведомства получили наименьшее количество баллов в «Национальном рейтинге прозрачности закупок 2018», с результатами которого ознакомился РБК. Низкая прозрачность госзакупок отмечена также в Федеральном казначействе, Росгидромете, МЧС и Росстандарте.

Низкая прозрачность госзакупок была зафиксирована в АО «Роснано», ПАО «Аэрофлот», АО «Россельхозбанк» и ПАО «Газпром». «Гарантированная» прозрачность, то есть самая высокая оценка авторов рейтинга, была присвоена госкорпорации «Росатом», АО «Мосгаз», ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро».

Как создавался рейтинг
Участниками рейтинга прозрачности закупок стали 372 ведомства, предприятия, региона и города. Все они были разделены на пять групп: государственные закупщики (федеральные и региональные), муниципальные закупщики, унитарные предприятия, а также заказчики, регулируемые 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (то есть госкорпорации и госкомпании). Рейтинг был составлен за период с июля 2017 года по июнь 2018-го.

При составлении рейтинга использовались данные публичных официальных источников, в том числе сайта госзакупок, сайтов участников, а также данные, предоставленные самими участниками. Исследование проводилось путем анализа показателей каждой группы закупщиков, для того чтобы «отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процесс размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения», написали авторы рейтинга.

Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и т.д.

Закупки с потерями для государства
Из-за низкой конкуренции государство потеряло на закупках 86,5 млрд руб. с поправкой на инфляцию, говорится в материалах к рейтингу. Для этого авторы, как поясняет представитель оргкомитета рейтинга, оценили объем несостоявшихся закупок (без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой) и предположили, что на такие торги вышли несколько участников, которые предложили средний по рынку дисконт по такому виду контрактов. Получившийся показатель и считается суммой, которую мог бы сэкономить госсектор.

​Больше всего потерь государству принесли региональные закупщики - свыше 45 млрд руб., федеральные - 35,5 млрд руб., муниципальные - 6 млрд руб. Впрочем, по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга потери государства в связи со слабой эффективностью закупок сократились на 33%.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Денис Гришкин

В 2016 году заказчики Москвы провели торги на сумму 1,45 триллиона рублей. Прямая экономия только в рамках 44-го федерального закона составила почти 37 миллиардов рублей.

По итогам 2016 года, Москва уже пятый год подряд возглавила Национальный рейтинг прозрачности закупок среди субъектов Российской Федерации, формируемый Национальной ассоциацией участников электронной торговли. Об этом на заседании Президиума столичного Правительства доложил руководитель городского .

В высшую группу рейтинга («гарантированная прозрачность») вошли также республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Тамбовская, Самарская, Архангельская области и Хабаровский край. Информация об этом опубликована на сайте проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» .

По итогам опросов предпринимателей — участников московских городских закупок Всемирный банк оценил Россию в рамках проекта «Сравнение систем государственных закупок», который является частью рейтинга Doing Business. В итоге наша страна признана одним из лидеров наряду с США, Германией и Сингапуром.

Московские закупки отсутствуют также в «Индексе расточительности» Общероссийского народного фронта (ОНФ), который ведёт мониторинг избыточных закупок повышенной комфортности — предметов роскоши. Это особенно важно, поскольку столичные заказчики проводят почти каждую пятую закупку среди субъектов Российской Федерации. По словам Геннадия Дёгтева, это требует дополнительных усилий по формированию и созданию системы управления городским заказом.

Столица лидирует по экономии бюджетных средств при проведении торгов. «Так, на примере результатов закупок в рамках 44-го федерального закона Москва закрепила звание абсолютного лидера по экономии бюджетных средств при проведении торгов, экономия составила почти 37 миллиардов рублей», — подчеркнул Геннадий Дёгтев.

Основные инструменты обеспечения эффективности московской системы государственных закупок

Эффективность системы закупок обеспечили:

— стандартизация документации по закупкам;

— многоуровневая система согласования целесообразности проведения закупок и проверки обоснованности начальных цен (экспертиза цен);

— установление максимальных (предельных) цен;

— централизация закупок, проведение совместных торгов для нужд нескольких органов исполнительной власти, чтобы добиться оптимальных цен;

— планирование и проведение закупок силами контрактных служб главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), отказ от услуг профессиональных посредников (специализированных организаций);

— развитие специального портала поставщиков (интернет-магазина) для осуществления закупок малого объёма.

«Динамика основных показателей комплексов транспортной, экономической политики, региональной безопасности, а также органов власти, не входящих в состав комплекса городского управления, в целом положительная. Количество заявок от участников на один лот стабильно превышает четыре участника, снижение на старте цен находится на уровне 10 процентов», — пояснил Геннадий Дёгтев.

В 2016 году заказчики города Москвы в рамках федеральных законов № 44-ФЗ (закупки органов власти) и 223-ФЗ (закупки организаций с государственным участием) провели торги на сумму 1,45 триллиона рублей. Прямая экономия благодаря снижению начальных цен на торгах, проводимых в рамках закона № 44-ФЗ, составила 36,9 миллиарда рублей.

Ключевые направления повышения эффективности закупочных процедур

1. Расширение сферы проведения предварительной экспертизы обоснованности начальных максимальных цен контрактов (НМЦК). Минимальный порог стоимости контракта, при котором экспертиза обязательна, был снижен с 50 до 10 миллионов рублей. Экспертизу проводят независимые экспертные организации и городское учреждение «Государственное агентство по управлению инвестициями».

«Введено правило зелёного коридора, согласно которому, когда закупки сформированы в городской информационной системе на основе стандартизированной документации и по нормативным расценкам, повторно такую экспертизу они могут не проходить», — добавил Геннадий Дёгтев.

2. Дальнейшая стандартизация регулярных типовых закупок заказчиков, которая предусматривает автоматизированное формирование закупочной документации, технических заданий и проектов контрактов на основе типовых шаблонов. В стандартизированных закупках применяются типовые критерии оценки заявок и требования по качеству продукции, а также единые предельные цены.

Утверждено 44 комплекта стандартизированной документации, в том числе на аренду автомобилей, дезинфекцию, охрану, организацию питания в школах. «И мы в результате видим очень хороший эффект как по развитию конкуренции, так и по ценовым показателям, по их снижению», — сказал руководитель Департамента. Планируется утвердить ещё 150 комплектов документации, что позволит довести долю стандартизированных закупок до 50 процентов.

3. Развитие «Биржи торгов» на ВДНХ — площадки прямого диалога с потенциальными поставщиками для уточнения требований к закупкам и распространения информации о предстоящих торгах.

В 2016 году на «Бирже торгов» проведено более 500 презентаций (роуд-шоу) предстоящих закупок с начальной ценой 500 миллионов рублей и выше.

Крупнейшим мероприятием стала презентация предстоящего трёхлетнего контракта на закупку продуктов для молочных кухонь. В обсуждении участвовали девять потенциальных поставщиков.

В итоге шесть контрактов со стартовой ценой 16,5 миллиарда рублей были расторгованы со снижением цены на 30 процентов — до 11,6 миллиарда рублей. Экономия составила 4,9 миллиарда рублей.

4. Расширение практики приглашений к участию в торгах с помощью системы «Мосробот». В день публикации извещений о торгах они автоматически рассылаются производителям, которые ранее заключали с городом контракты на поставку аналогичной продукции.

Общественное обсуждение закупок и обратная связь с поставщиками осуществляются через портал поставщиков Москвы zakupki.сайт. Основное внимание уделяется выявлению избыточных требований к закупаемой продукции, недопущению нереальных сроков исполнения заказа и закупок продукции повышенной комфортности.

5. Расширение доступа малого бизнеса к городскому заказу. По сравнению с 2015 годом в 2016-м объём закупок у субъектов малого предпринимательства вырос на 77 процентов — с 108,3 миллиарда рублей до 192 миллиардов.

Доля малого бизнеса среди поставщиков растёт благодаря предоставлению доступа к закупкам организаций с государственным участием (корпоративным закупкам), которые прежде почти не работали с малым бизнесом.

Сергей Собянин поручил активнее привлекать потенциальных поставщиков к городским конкурсам. «Нужно приглашать не только тех производителей, которые ранее заключали договоры, но и потенциальных участников, тех, которые имеют собственное производство, ресурсы и работают на рынке страны и международных рынках», — отметил он.

6. Усиление дополнительного контроля на этапе приёмки работ. Замечания обнаружены в 400 из 2,6 тысячи контрактов, которые были проверены. Полная оплата будет проведена после их устранения.

Примеры эффективных закупок

В сфере образования

Торги на поставку в школы компьютерной техники со стартовой ценой 5,1 миллиарда рублей прошли со снижением на 37 процентов.

Например, закупка ЖК-панелей «Самсунг» будет проводиться по цене 430 тысяч рублей за штуку при рыночной цене 800 тысяч.

В сфере здравоохранения

Состоялись совместные торги больниц на закупку услуг по стирке и дезинфекции белья с подменным фондом. Стартовая цена 1,9 миллиарда рублей была уменьшена на 51 миллион рублей. А благодаря объединению в одном лоте стирки и аренды белья появился механизм плавного перехода от закупки к аренде мягкого инвентаря.

Рабочие места врачей оснастили компьютерным оборудованием. При этом на торгах стартовая цена 2,2 миллиарда рублей была снижена на 45 процентов, то есть экономия составила один миллиард рублей.

Правительство Москвы также поручило подготовить предложения по совершенствованию практики закупки лекарственных препаратов, включая изменение порядка определения стартовых (максимальных) цен и расширение круга потенциальных поставщиков.

Участниками рейтинга прозрачности закупок стали 372 ведомства, предприятия, региона и города. Все они были разделены на пять групп: государственные закупщики (федеральные и региональные), муниципальные закупщики, унитарные предприятия, а также заказчики, регулируемые 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (то есть госкорпорации и госкомпании). Рейтинг был составлен за период с июля 2017 года по июнь 2018-го.

При составлении рейтинга использовались данные публичных официальных источников, в том числе сайта госзакупок, сайтов участников, а также данные, предоставленные самими участниками. Исследование проводилось путем анализа показателей каждой группы закупщиков, для того чтобы «отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процесс размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения», написали авторы рейтинга.

Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и т.д.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Что ответили участники

РБК направил запросы в ведомства и компании, показавшие низкие результаты в рейтинге прозрачности, — и участники рейтинга подвергли его критике.

Минэнерго, показавшее один из худших результатов, отметило, что методология рейтинга «не учитывает ряда особенностей закупочной деятельности» федеральных органов власти, а наибольшая доля закупок Минэнерго России имеет отраслевую специфику. При оценке числа допущенных поставщиков нужно учитывать, что часть работ требует специальных лицензий для допуска к работам на особо опасных объектах, а при торгах на предоставление пайкового угля (используется для отопления) населению учитываются его марки. Минэнерго отметило «необходимость более профессионального подхода к оценке прозрачности закупок».

В пресс-службе Росрыболовства сообщили РБК, что позиция ведомства в рейтинге «вызывает вопросы». «Росрыболовство осуществляет все процедуры, связанные с закупками, в соответствии с законодательством. Соблюдаются все необходимые условия, информация своевременно размещается в единой системе в сфере закупок», — ответило ведомство.

Закупочная деятельность Росавтодора осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ, «которое, в свою очередь, не предполагает никакой рейтинговой системы», заявил представитель Росавтодора.

МЧС не получало информации о результатах анализа закупок. «При поступлении информации она будет проанализирована в установленном порядке», — отмечается в сообщении министерства.

При вынесении оценок эксперты использовали нерепрезентативные данные, ответила РБК пресс-служба «Роснано». ​Подавляющую часть закупок АО «Роснано» проводит ООО УК «Роснано» как единоличный исполнительный орган. Составители рейтинга проигнорировали эту информацию и предоставленные данные закупок управляющей компании, рассказали в пресс-службе. «С их учетом АО «Роснано» заняло бы существенно более высокие позиции в рейтинге», — считают в компании.

Россельхозбанк осуществляет свою закупочную деятельность открыто и прозрачно — в полном соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц, отметили в пресс-службе банка. 100% конкурентных закупок банка проходит в электронной форме и размещается на портале госзакупок, сообщили в Россельхозбанке.

Как пояснил РБК представитель «Аэрофлота», рейтинг не учитывает специфики закупочной деятельности авиаотрасли, что приводит к прямому искажению информации. Например, в отчетный период компания заключила крупные контракты на приобретение партии отечественных самолетов: 50 лайнеров МС-21 и 20 Sukhoi Superjet 100. «Это колоссальные сделки на огромную сумму, естественно неконкурентные, потому что производитель — единственный источник, — подчеркнули в авиакомпании. — Сделки до 2038 года, но методика составления рейтинга не учитывает и этого фактора. В результате сравнили конкурентные закупки за год с неконкурентными процедурами на долгосрочный период и получили совершенно искаженную картину». Составители рейтинга обращались в «Аэрофлот» за информацией, но методика исследования исключает возможность давать какие-либо комментарии по каждой закупке, рассказали в авиакомпании, поэтому в анкетировании «Аэрофлот» не участвовал.

В совхозе «Рощинский» сообщили РБК, что основная причина низкой конкуренции при закупках — нестабильность финансового состояния. «44-ФЗ отводит 30 дней на оплату поставленного товара и услуг. Из-за нестабильной выручки мы не можем гарантировать оплату в этот срок, и на торги заявляется мало участников», — рассказали на предприятии. До 44-ФЗ работали по 223-ФЗ, где срок оплаты по договору можно было предусмотреть свыше 60 дней.

Закупки с потерями для государства

Из-за низкой конкуренции государство потеряло на закупках 86,5 млрд руб. с поправкой на инфляцию, говорится в материалах к рейтингу. Для этого авторы, как поясняет представитель оргкомитета рейтинга, оценили объем несостоявшихся закупок (без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой) и предположили, что на такие торги вышли несколько участников, которые предложили средний по рынку дисконт по такому виду контрактов. Получившийся показатель и считается суммой, которую мог бы сэкономить госсектор.

​Больше всего потерь государству принесли региональные закупщики — свыше 45 млрд руб., федеральные — 35,5 млрд руб., муниципальные — 6 млрд руб. Впрочем, по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга потери государства в связи со слабой эффективностью закупок сократились на 33%.

Уменьшение потерь может быть связано с увеличением доли электронных аукционов в общем объеме закупочных процедур (71,2%, или 5,3 трлн руб. в финансовом выражении), которые являются наиболее конкурентным способом проведения закупок, отметил председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко. Среднее количество заявок на торги в формате электронного аукциона, согласно результатам исследования, составляет 3,21. С 1 января следующего года все государственные тендеры должны будут проводиться в электронном формате и регистрироваться в единой информационной системе госзакупок.

Конкуренция на закупках в федеральном сегменте заказчиков снизилась, отмечается в исследовании. На федеральные конкурсы приходило в среднем 2,71 участника, что стало минимальным значением с 2010 года. Максимум был достигнут в 2013 году, когда среднее число участников составило 3,1. В региональном сегменте заказчиков, чья доля в закупках довольно высока, уровень конкуренции увеличился на 0,01 балла и составил 2,93.

Стандартизация и нормирование закупок являются приоритетными направлениями развития контрактной системы Москвы.

Москва стала лидером Национального рейтинга прозрачности закупок по результатам 2017 года. Первое место столица удерживает с 2012 года.

По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений , высокий результат стал возможен благодаря системной работе в сфере контрактных отношений.

«Стандартизация и нормирование закупок стали приоритетными направлениями развития контрактной системы Москвы. Стандартизированная документация позволяет добиться максимальной прозрачности торгов, снизить коррупционные риски, избежать излишнего “творчества” в технических заданиях. Тем самым повышается конкуренция на торгах, что влияет на снижение начальных максимальных цен», — подчеркнула Наталья Сергунина. Вице-мэр добавила, что эта работа будет продолжена и в следующем году.

Второе и третье места в Национальном рейтинге прозрачности закупок сохранили Татарстан и Тамбовская область. Замкнули пятерку лидеров Башкортостан и Смоленская область. В топ-10 также вошли Самарская, Архангельская и Липецкая области, Якутия и Севастополь. В числе аутсайдеров — Чукотка, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Костромская, Белгородская и Волгоградская области.

Как сообщил председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок Виктор Симоненко, в уходящем году прозрачность в секторе государственных и муниципальных закупок увеличилась. «По сравнению с 2016 годом существенно увеличилось количество электронных аукционов. Сейчас эта цифра составляет 70 процентов от общего количества закупочных процедур, а электронные торги являются наиболее конкурентным способом закупок по 44-ФЗ», — отметил он. По словам Виктора Симоненко, рост объема электронных аукционов привел к снижению индекса денежных потерь государства в условиях низкой конкуренции.

Как составлялся рейтинг

Национальный рейтинг прозрачности закупок разделен на пять секций — по типу размещения заказов: государственные заказчики федерального, регионального и муниципального уровня (работу которых регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ), организации, работающие по Федеральному закону № 223-ФЗ, и коммерческие компании.

В каждой секции рейтинг заказчиков определяется по пяти уровням прозрачности: гарантированной, высокой, средней, базовой и низкой. Уровни гарантированной и высокой прозрачности образуют область положительных оценок, уровни базовой и низкой — область отрицательных оценок. Источником информации для исследования являются единая информационная система в сфере закупок , официальные сайты заказчиков и анкеты, заполняемые непосредственно участниками.

Среди государственных и муниципальных заказчиков — 69 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня, 85 субъектов Российской Федерации, 85 крупнейших муниципальных образований. В числе корпоративных закупщиков — 70 заказчиков, работающих по № 223-ФЗ, и 113 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами.