Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Западные и восточные немцы. Брюзжащие "осси" против расчетливых "весси". Восставшие из пепла

Берлинская стена

Берлинская стена пала более двадцати лет назад. Этого времени было достаточно для того, чтобы выросло целое поколение, не знавшее, что такое жизнь в разделенной Германии. Но вот достаточно ли было этого времени, чтобы исчезла видимая разница между Восточной и Западной Германией? Достаточно ли было его, чтобы перестали различаться восточные и западные немцы?

Чтобы дать ответы на эти вопросы, в сущности, не обязательно проделывать путешествие из, скажем, например, в (хотя, такое путешествие абсолютно точно дало бы ответы на эти вопросы), достаточно переместиться с запада Берлина в его восточную часть.

При подобном перемещении можно заметить, что буржуазно-сонная умиротворенная консьюмеристская скучноватая обстановка западного сменилась вдруг фриковатым креативом, декадансом и кипучей бодростью восточного. Изменились улицы. Они стали грязнее, но интереснее, появились злачные закоулки, большое количество увеселительных заведений типа баров и клубов. Народ в Восточном Берлине выглядит иначе. Здесь полно богемы, панков и просто городских фриков. Подобные изменения вполне могут вызвать негатив у некоторых особо ханжески настроенных людей, но факт остается фактом — практически вся туристическая жизнь (кроме, пожалуй, шоппинга, за которым народ отправляется в окрестности Kurfürstendamm) сосредоточена именно в Восточном Берлине. Более того, именно из бывшей столицы ГДР происходят все главные символы современного Берлина, ассоциирующиеся с этим городом. А именно, телевизионная башня, Alexanderplatz, Weltzeituhr и Unter den Linden, с ее местами весьма социалистическим обликом. В сущности, можно сказать, что Западный Берлин времен разделенной Германии не дал современному облику столицы практически ничего.

Впрочем, по одному Берлину не стоит делать заключение, что разница между двумя частями объединенной Германии все еще остается весьма ощутимой. Есть и другие города. И сколько бы лет ни прошло, разница между западом и востоком чувствуется как и прежде. На востоке все еще много иногда радующей, но чаще гнетущей социалистической архитектуры, дома и улицы часто неухожены, да и машины на улицах попроще. Здесь часто возникает какое-то пыльное серое железобетонное ощущение, какое можно пережить на окраинах больших российских городов.Но одно можно сказать определенно: восточные города разнообразнее, контрастнее, ииндивидуальнее, если хотите. Я не хочу сказать, что города западные лишены индивидуальности, но в плане атмосферы и духа города бывшего ГДР дадут им большую фору.

Отличаются в двух частях единой Германии не только города, но и люди. Восточные и западные немцы относятся, конечно, к одному этносу и живут уже более двадцати лет в одной стране, но социокультурные различия между ними все еще велики.

В своей массе бывшие граждане ГДР производят, пожалуй, более гнетущее впечатление. У них часто напряженно-недовольное выражение лица и настороженный взгляд, будто они все время ожидают от окружающих подвоха. В них нет того лоска и ненавязчивого самодовольства, которое можно увидеть в их западных собратьях. Часто они хуже образованы и в большей степени склонны к вредным привычкам. Но при личном общении вдруг оказывается, что восточные немцы более затейливые, у них больше интересов и необычных увлечений.

Это, конечно, личное наблюдение автора, сделанное, возможно, на нерепрезентативной выборке. Тогда интерсно узнать, что обо всем этом думают сами немцы. Практически все осси (восточные немцы), с которыми мне довелось на эту тему беседовать, сказали, что общаться им всегда комфортнее с другими осси, чем с весси (соответственно, западными немцами). По их словам, жители, населяющие бывшую ГДР, проще и душевнее, чем сориентрированные, главным образом, на потребление жители Западной Германии. Весси, в свою очередь, тоже признают наличие недопонимания и обвиняют своих восточных собратьев в предвзятом отношении и навешивании ярлыков. Мол, западный – значит, бездуховный консьюмерист.

Иногда непонимание выходит и на бытовой уровень. Так, одну мою знакомую весси, которая приехала учиться в университет Дрездена, другие студенты (из местных осси) спросили, зачем она учится, ведь в Западной Германии женщины все равно не работают.

Это странное предубеждение, существующее и в наши дни, происходит из времен ГДР, где декретный отпуск составлял полгода, после чего ребенок могбыть устроен в ясли. В ФРГ же места в детском саду давались детям только с трехлетнего возраста, потому женщина после рождения ребенка, как правило, долгое время не работала.

Кстати сказать, представления о том, что все восточные немцы проклинают свое гэдээровское прошлое и в восторге от единой Германии, не соответствует действительности. Многие представители старшего поколениясчитают, что в ГДР было больше порядка и справедливости. Некоторые молодые, для которых актуальны вопросы трудоустройства, убеждены, что ГДР давала в этом отношении гораздо больше гарантий. Падение стены стало для немцев не только моментом долгожданного объединения нации и восстановления целостности территории, но и определенным водоразделом. Так, описывая свою жизнь до и после падения стены, немцы среднего и старшего поколений говорят vor der Wende и nach der Wende (т.е. до и после поворота). Что же касается восточных немцев, то в их речи можно встретить выражение zu den Ostzeiten (в восточные времена). Кроме того, среди осси распространено такое понятное лишь им самим чувство как Ostalgie (Ost+Nostalgie) — тоска по гэдээровским временам и всему, что с ними связано: от дизайна интерьеров и футболок с олимпийским мишкой до фильмов про индейцев студии DEFA.

У весси, в свою очередь, имеются к бывшей ГДР претензии экономического характера. Богатые западные земли вынуждены финансовоподдерживать бедные восточные, включая, кстати, arm-aber-sexy Берлин, считающийся городом-банкротом.

Интересно, что в менее свободной и раскрепощенной ГДР в людях развилась некая креативность и затейливость, которая передалась следующему поколению и даже увеличилась в нем. Возможно, здесь сыграло роль отсутствие пресыщенности материальными благами в сочетании с протестом против режима ГДР. Может быть, произошедшее в 1989 году потрясение, которое переживают жители любой страны при смене режима, стало стимулом для скрытого творческого потенциала осси. Ну, а вероятнее всего и то, и то. Западные немцы не знали всего этого, и их творческий потенциал остался, в значительной степени, интактным.

В общем, различия между западом и востоком в Германии все еще сохраняются, как и взаимные претензии. По всей вероятности, в следующие двадцать лет различия уйдут, а вместе с ними и все разногласия. Наверно, это будет хорошо для процветания страны. А все-таки жалко, ведь вместе с этим Германия потряет часть своей самобытности.

Германия празднует 25 лет объединения. Исследования и социологические опросы показывают: различия (как минимум внешние) почти стерлись, но единой нацией немцы пока так и не стали. Вывод: для подлинного «единения» нужно еще как минимум лет двадцать. То есть смена поколения.

Демография в этом деле имеет значение, и немалое. Для молодежи, родившейся накануне или сразу после объединения страны, Германия всегда была единой и другой они не знают. Когда в прошлом году, готовя проект «СБ» «Без железного занавеса», я была в Берлине во время празднования 25-летия падения Берлинской стены, лидер фракции «Левой партии» в Бундестаге (64 места в парламенте, крупнейшая оппозиционная фракция) Грегор Гизи (сын министра в правительстве ГДР, ни разу после объединения страны не проигравший выборы в Бундестаг) признался, что его 18-летняя дочь не слишком интересуется историей и тем, что такое ГДР. Это показательно: для молодежи есть одна Германия – единая и неделимая, но тот, кто успел побывать хотя бы пионером в ГДР (там они были юными тельмановцами, но это не суть), к объединению относится куда более критично. Вернее, не к самому объединению – это благо для разъединенной нации, в этом ни у кого сомнений нет – а к тому, что случилось после него. И демография здесь снова имеет значение. В первые несколько лет после объединения почти 14.5 млн. немцев из восточных (бывшая ГДР) земель переехали на запад страны. Понятное дело, в поисках лучшей, как это у нас принято говорить, доли. Уезжали молодые и работоспособные, оставались немолодые и больные. А еще – совершенно неожиданный эффект объединения – живущие на востоке немки (говорят, соблазненные неизвестными им дотоле прелестями свободного мира) стали меньше рожать. В результате сегодня средний возраст жителей восточных регионов Германии выше (существенно), чем жителей регионов западных. Правда, западные немцы жалуются, что у восточных пенсии больше. Но это не совсем так: просто женщины в ГДР (как и в СССР – многие наверняка помнят) всю жизнь работали, а потому и пенсии заработали. Немки же западные оставались дома, воспитывая детей, а потому и пенсии у них смехотворные – приходится рассчитывать на мужей.

Зато зарплаты на востоке меньше: работающий в восточных регионах немец зарабатывает примерно три четверти от того, что приносит домой немец западный. И это на самом деле прекрасный показатель, потому что сразу после объединения разница была более чем двукратной. Так что практичные немки, выходя замуж, предпочитают мужчин из западных регионов, которых считают более предприимчивыми, образованными и имеющими больше шансов сделать хорошую карьеру (и заработать большие деньги, конечно). Представления эти, конечно, субъективные, но вот то, что мужчины из Западной Германии по-прежнему богаче своих соотечественников из восточных регионов, факт. Из 500 самых богатых людей Германии только 20 живут в восточных регионах (да и то 14 из них в Западном Берлине).

В основе проблемы зарплат, поясняют специалисты, различия в предприятиях: в восточных землях (которые многие и 25 лет спустя называют «новыми») предприятия в основном малые, средние и сельскохозяйственные – откуда взяться высоким зарплатам? Крупная промышленность – в западных регионах, в восточные никто не пошел. Вернее, пошли, но своеобразно: фабрики и заводы приватизировали (нередко за символическую 1 марку) и… закрыли. Я встречалась с восточными немцами, истории которых написаны, как под копирку: работал на заводе, его приватизировали и закрыли, остался без работы, несколько лет искал новую.

Восточным немцам не нравится, что все их достижения (а они ведь были) оказались выброшенными за борт и в новой жизни не пригодились. «Это было не объединение, а аншлюс», – с горечью говорят они. Западным немцам плата за объединение (они, конечно, настаивают на «объединении») кажется непомерно высокой. Хотя и здесь вступает в дело демография: молодым эта цена (в прямом смысле – в Германии был введен специальный налог) не знакома.

В общем, в эти выходные в Германии будут пить (создали даже специальное «Вино объединения» из всех сортов винограда, растущих в стране) за молодость. Отличный, между прочим, тост для серебряной свадьбы.

Нерушимая дружба с Советским Союзом была догмой официальной государственной идеологии в ГДР. Но многие восточные немцы дружили без принуждения и сохранили симпатии к России до сих пор

Нерушимая дружба с Советским Союзом была одной из догм официальной государственной идеологии в ГДР. Многие восточные немцы, однако, дружили безо всякого принуждения и сохранили симпатии к России до сих пор.

До начала горбачевской перестройки ГДР была, пожалуй, самым верным вассалом Советского Союза. «Курица не птица, ГДР - не заграница», - шутили тогда. Дружба с «большим братом» была возведена в восточной Германии в ранг официальной государственной идеологии. В школах в обязательном порядке учили русский язык, историю КПСС и СССР, едва ли не у каждого немецкого города был советский побратим, отмечались в ГДР и советские праздники.

Дружба не по принуждению

Тесными были экономические связи двух стран. Около трети внешнеторгового оборота ГДР приходилось на Советский Союз. По словам председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса (Michael Harms), почти у каждого завода были производственные или научные связи с советскими организациями и предприятиями, что предполагало и личные контакты.

Кроме того, на территории ГДР была дислоцирована мощная группа сначала советских, а позднее российских войск, и жители ГДР имели порой весьма плотные контакты с военнослужащими, прежде всего - с офицерским составом.

Сплошь и рядом заключались смешанные браки. Как подчеркивает Михаэль Хармс, чаще всего - между восточными немцами и россиянками. Сам он, кстати, тоже один из тех восточных немцев, кто «пал жертвой» российского женского обаяния, а накопленные им еще в гедеэровские времена знания русского языка и опыт межкультурного общения послужили хорошей площадкой для карьерного старта уже в объединенной Германии. Да и в Москве сейчас он чувствует себя, как рыба в воде.

«Восточные немцы, особенно те, которые получили среднее образование в ГДР, как правило, знают русский язык, - объясняет собеседник Deutsche Welle. - Они лучше знают историю Советского Союза и России и в целом с большей симпатией относятся к России».

Такую точку зрения разделяет и бывший гедеэровский дипломат Вольфганг Грабовски (Wolfgang Grabowski). «Люди на востоке Германии сохранили доброе отношение к русским и по-прежнему называют их друзьями, - рассказывает Грабовски. - Именно так было принято именовать жителей СССР в Обществе германо-советской дружбы».

Надо отметить, что для граждан ГДР членство в этой организации было «добровольно-принудительным». Но разве можно дружить по указанию сверху?

«Безусловно, не все 6,5 млн членов общества были искренними друзьями Советского Союза, - признает Грабовски. - Вступать в эту организацию было принято, вступали коллективно, всей бригадой. Но не только».

Вольфганг Грабовски рассказал об итогах опроса, который он много лет назад провел среди 13 тысяч молодых членов этого общества, причем, опроса анонимного. 81% респондентов заявили, что дружеские чувства по отношению к Советскому Союзу они испытывают совершенно искренние, что это - их глубокое внутреннее убеждение.

По ту сторону политики

Впрочем, и в Западной Германии всегда было немало людей, искренне симпатизирующих России, прежде всего благодаря знакомству с русской культурой. «В первую очередь людей привлекала и привлекает богатейшая российская культура - Достоевский, Толстой, великие русские художники, в частности, Кандинский, которого здесь считают непревзойденным», - рассказал в интервью Deutsche Welle управляющий делами Германо-российского форума, выходец из западной Германии Мартин Хоффман (Martin Hoffmann).

На востоке Германии большой популярностью пользовался ансамбль песни и пляски имени Александрова. К тому же кое-какие обычаи и традиции, переданные «большими братьями» «младшим», сохранились там по сей день. Например - ходить за грибами, вспоминает Вольфганг Грабовски. А еще гостеприимство.

«На востоке Германии, - говорит Грабовски, - прижилась и пришлась по душе такая форма гостеприимства, с которой восточные немцы познакомились во время поездок в СССР или в ходе общения с советскими военнослужащими". Примечательно, добавил он, что такую традицию хранят не только лично познавшие российское хлебосольство, но и их дети.

В конфликте с системой

Другое дело - те восточные немцы, которые были критично настроены к социализму, находились в оппозиции к системе, существовавшей в ГДР. «Они, разумеется, понимали, что эта система была привнесена в Германию Советским Союзом, - объясняет глава Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. - Поэтому они не любили Советский Союз, и эта нелюбовь влияет и на отношение к сегодняшней России".

Возможно, именно этим объясняется более прохладное отношение к России сегодняшнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel), чем было у ее предшественника Герхарда Шредера (Gerhard Schröder). Она - восточная немка из числа тех, кто был критически настроен к режиму в ГДР.

Почему иммигранты предпочитают западные земли / Особые восточногерманские ценности? / Ритуал знакомства как символ происхождения.

Многие из тех, кто собирается переселиться в Германию, например, в качестве поздних переселенцев или еврейских иммигрантов, не хотели бы попасть в восточные земли Германии, то есть на территорию бывшей ГДР. Говорят, там к иностранцам отношение хуже, чем на западе страны, да и уровень жизни несколько ниже. А знают ли потенциальные переселенцы и иммигранты о том, что до сих пор между многими восточными и западными немцами существует невидимая стена отчуждения? Их различает не только уровень и образ жизни, но и менталитет. Так что переселенец из Восточной Европы может как раз на западе почувствовать себя не в своей тарелке, оказаться изолированным и одиноким.

Где девушки красивее?

Восточногерманская дача

"Знатокам давно известно, что девушки на востоке красивее, а мужчины лучше целуются. Что здешний народ быстрее соображает, да и вообще здесь все лучше, чем на западе", - пел популярный восточногерманский певец Кай Ниман (Kai Niemann). Разумеется, песня не пользуется популярностью на западе ФРГ, в то время как радиостанции на востоке Германии ее часто крутят. Но является ли этот факт проявлением восточногерманского самосознания? Или, скорее, это попытка убедить самих себя в наличии каких-то особых восточногерманских ценностей?

Если не принимать в расчет чувство собственного превосходства, которое довольно явно читается между строк этой песни, текст ее полон расхожих предрассудков о так называемых "осси" и "весси", на которых по-прежнему делятся жители объединенной Германии. "Осси", то есть жители бывшей ГДР, ленивы, боятся трудностей, они слишком эмоциональны и привыкли жить по команде. Такими видят их "весси", то есть западные немцы. В то же время на востоке Германии считается, что жители запада ФРГ не умеют показывать свои чувства, высокомерны, склонны к преувеличениям, что интересуют их исключительно деньги.

Стоит ли в такой ситуации удивляться тем недоразумениям, которые постоянно возникают между восточными и западными немцами? Вот лишь некоторые примеры:

Консультант из Западной Германии воспринимается надменным, высокомерным, если он не готов обсуждать на работе проблемы личной жизни.

Участница семинара из Восточной Германии удивляется, что ее западные коллеги, критикуя семинар, высказывают одни и те же упреки, вместо того, чтобы ограничиться еще не упомянутыми и важными для всех моментами.

Инженер из Восточной Германии, который хочет получить работу на западной фирме, практически ничего не говорит о своих способностях. И лишь в самом конце разговора с потенциальным работодателем выясняется, что он детально разбирается в важных компьютерных программах.

Сотрудницы с востока Германии часто бывают не уверены, касается ли критика со стороны западного шефа их работы или она направлена против них лично.

Молодая женщина из Западной Германии чувствует себя неуютно, поскольку восточный коллега постоянно касается ее руки при разговоре.

Все вместе друг против друга

Обложка книги

Например, существуют различные ритуалы знакомства. На западе принято сначала указать собеседнику на свой статус, поскольку это важнейший критерий, на основании которого вообще принимается решение, стоит ли продолжать разговор. На востоке знакомство начинается на личном уровне. Исходная информация о себе не содержит данных о социальном статусе. Сначала идет выяснение личной совместимости, после чего собеседники переходят к вопросам статуса. Это означает, что и восточная, и западная культура коммуникации придают большое значение обоим аспектам, но в разной последовательности. Сближение, дистанция, конфликт присутствуют в обоих случаях, но по-разному.

Олаф Георг Кляйн родился в Восточном Берлине в 1955 году, учился на факультетах евангелической теологии, психологии и на философском. Сегодня он - автор многочисленных публикаций и психолог-консультант. После объединения Германии тема взаимоотношений востока и запада играет в его консалтинговой деятельности все более важную роль.

Различия культурных наследий

В свое время Олаф Кляйн провел 6 месяцев в США, где ему бросились в глаза необычные отношения между американцами и англичанами. Различия культурных наследий являются источником недоразумений и взаимной неприязни, несмотря на то, что обе нации говорят на одном языке. Подобный феномен наблюдается сегодня между востоком и западом ФРГ.

"Как восточный немец я замечаю в общении с западными немцами постоянное присутствие конкурентной борьбы под девизом: "Все вместе друг против друга!" Люди постоянно начеку, постоянно ждут какого-то подвоха", отмечает он.

Переговоры, флирт, дискуссия или частный разговор... Когда "осси" вступают в контакт с "весси", у обоих нередко остается неприятный осадок от этого общения. Ощущение, будто что-то не так. Распространено убеждение, что общий язык подразумевает единые правила коммуникации. Но так ли это?

"Всем известно, восток это - восход, а запад - закат. С востока ветер свежее, чем с запада. Даже Мартин Лютер был "осси"! И вообще, на востоке все лучше, чем на западе", - вот как пел Кай Ниман.

На востоке и на западе время идет по-разному

Кляйн убежден: разница уровней доходов между востоком и западом Германии играет, скорее, второстепенную роль. Причина недоразумений в разной культуре общения. Поэтому для успешной коммуникации необходимо учитывать эти различия. И решающую роль играет не содержание, а формы коммуникации. Кроме того, нельзя забывать о мимике и жестах, сопровождающих слова.

Как долго следует смотреть в глаза собеседнику? Можно ли спонтанно коснуться его руки? В каком темпе следует вести беседу? "Для "весси"типично то, что они сразу берут быка за рога. Я не хочу сказать, что мы, восточные немцы, медленнее соображаем. Мы просто подходим ко всему спокойнее, взвешиваем каждое слово. Это, наверное, осталось еще со старых времен, когда нужно было все время держать ухо востро и думать о том, кто тебя слушает и кому доложит о том, что ты говорил",- отмечает психолог.

Восточные и западные немцы по-разному подходят к таким важным аспектам как дружба или время. Эти различия сложились под влиянием исторических факторов. После окончания Второй мировой войны развитие западной части сегодняшней ФРГ было ориентировано на Америку, в то время как культура общения на востоке Германии складывалась под влиянием восточно-европейских традиций.

Преимущества и недостатки

Но торопиться с выводами здесь не стоит, подчеркивает Олаф Георг Кляйн: "Преимущества и недостатки есть в каждой из этих культур. Поэтому совершенно бессмысленно было бы утверждать, что одна из них лучше, а другая хуже. К примеру, восточноевропейская культура коммуникации высоко ценит компромисс, в то время как западная культура склонна принимать решения, выгодные большинству. Поэтому в случае разногласий на востоке долгое время пытаются найти устраивающий всех компромисс, в то время как на западе дискуссия прекращается, как только становится ясно, что найдено решение, устраивающее большинство".

По мнению писателя, восточная культура общения избегает открытых конфликтов. То есть дискуссия долгое время ограничивается спектром вопросов, по которым у сторон нет серьезных разногласий. Затем осуществляется переход к конфликту, формулируется его суть, после чего дискуссия снова возвращается к достигнутому ранее консенсусу.

Такое обсуждение, при котором постоянно подчеркиваются общие взгляды на проблему, не приводит к эскалации конфликта. Западная культура коммуникации склонна провоцировать конфликт как путь к выяснению различных точек зрения. Подобное различие взглядов часто приводит обе стороны к взаимному раздражению и упрекам в непрофессионализме.

Понимание всех этих различий необходимо для успешного диалога между востоком и западом. Необходимо чутко прислушивается к реакции собеседника, контролировать не только слова, но мимику и жесты.

"Ты - другой, и это превосходно!", - пишет Олаф Георг Кляйн в своей книге и считает, что нужно стремиться не изменять друг друга, а учитывать различия в культурах общения.

Контекст

Где ты, единство?

"Народ - это мы!" С этим лозунгом сотни тысяч немцев осенью 1989 года выходили на демонстрации против коммунистического режима в ГДР. Но довольно быстро лозунг изменился и стал звучать: "Мы - один народ".