Плитка и... Из дерева Выбор покрытия

Примеры. Лексический разбор слова - что это такое? Примеры Полный лексический разбор слова прощай

Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.

Как делать лексический разбор слова – шаги

Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.

Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.

Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.

Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.

Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.

Пример лексического разбора слова

Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.

Итак, слово “косарь” в данном случае употреблено в таком значении – это человек, который занимается косьбой с помощью специального инструмента. Но у данного слова больше одного значения, оно также может означать тяжелый нож, которым что-то соскабливают, и тысячу денежных единиц (это жаргонное выражение).

В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.

Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.

Что мы узнали?

Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.

Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.

Общая информация

Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

7. Слово «косарь» - устаревшее. Соответственно, оно не является частью активного словарного запаса современных людей.

Лексический разбор слова «золотая»

Проанализируем слово «золотая», которое входит в следующее предложение: «Пришла к нам золотая осень».

1. Золотая осень - время года, когда все деревья и травы становятся желтыми и напоминают оттенок золота (металла).

2. Слово «золотая» имеет несколько значений, а именно:

  • сделанный из золота;
  • шитый золотом;
  • исчисляемый по курсу золота;
  • подобный цвету золота;
  • прекрасный, очень хороший и замечательный;
  • благоприятный и самый счастливый;
  • любимый, дорогой (в обращении к кому-либо);
  • минералогические и ботанические названия.

3. Значение - переносное.

4. Вид переносного значения словосочетания «золотая осень» - метафора (обозначает подобный цвету золота).

5. Синонимами выражения «золотая» являются следующие: желтая, сказочная, восхитительная и пр.

6. Слово «золотая» имеет следующие антонимы: грязная, отвратительная, скверная, плохая.

9. Слово «золотая» - не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

Лексический анализ других слов

Приведем еще несколько примеров:

  • Лексический разбор слова «фантастических» в предложении «Я насмотрелся фантастических фильмов»:

1. Фантастический фильм - измышленный фантазией и в действительности не существующий.

2. Слово «фантастический» имеет несколько значений, а именно: волшебный и причудливый; невероятный и несбыточный; не существующий и являющийся фантазией.

3. Значение - прямое.

4. Синонимами слова являются следующие: невероятный, ошеломляющий, не соответствующий реальности.

5. Имеет следующие антонимы: обычный, банальный.

7. Происхождение - заимствовано из английского языка (fantastic).

8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

  • Лексический разбор слова «доброте» в предложении: «По доброте душевной он отдал всю свою одежду»:

1. По доброте - душевное качество, выражающееся в заботливом и нежном отношении к кому-либо.

2. Слово «доброта» имеет только одно значение.

3. Значение - прямое.

4. Синонимами слова являются следующие: хороший, благодушный, добродушный, человеколюбивый.

5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.

7. Происхождение - исконно русское.

8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

10. Применяется в следующих фразеологизмах: по доброте душевной, слепая доброта и пр.

Русский язык очень многогранен и сложен для изучения. В нем много нюансов и особенностей, одним из которых является разбор слов. Перед тем как разобрать слово, необходимо знать, что такое лексика. Отметим сразу же, что в школьной программе лексический разбор слов предусмотрен только на уровне факультативной, но не обязательной программы. Как известно, проводить факультативные занятия не слишком стремятся педагоги региональных школ, поэтому нынешние школьники, скорее всего, не будут знать правильность разбора слов в соответствии с лексикой.

Понятие лексики

Под лексикой понимают все слова конкретного языка, например, русского или французского. Достоверно невозможно сосчитать, какое количество слов объединяет лексика каждого языка. Это явление можно объяснить логически, ведь постоянно словарный запас конкретного языка пополняется новыми словами, впрочем, как из него и уходят некоторые слова. Если приблизительно в современном русском языке насчитывается немногим более 130 тысяч слов, то для ежедневного использования человеку необходимо не более 1,5 тысяч слов. Причем это вовсе не значит, что у грамотного человека словарный запас равен всего 1500 слов, ведь многие слова, которые нам известны, мы употребляем крайне редко.

Лексикология – наука, изучающая лексику, подразделяет все слова русского языка на активный и пассивный словарь. Наиболее употребляемые слова являются составляющими активного словаря. Естественно, пассивный словарь составлен из слов, которые наименее употребляются современным человеком, то есть, из устаревших слов (архаизмов), терминов и неологизмов (слова, появившиеся в языке совсем недавно).

Согласно лексикологии, в языке существует пять стилей речи – художественный, деловой и публицистический, разговорный и научный. В соответствии с лексикологией, вся речь подразделяется на три типа – описание, повествование и рассуждение. Теперь давайте приступим к тому, как разорать слово.

Разбор слова как части речи

Что необходимо сделать, если перед вами стоит задание: разбери слово как часть речи? Для начала определите, к какой из частей речи относится слово, то есть это существительное, прилагательное, глагол или иная часть речи. Далее следует найти неопределенную форму слова, его первоначальное звучание. Если слово относится к существительному, то его первоначальное звучание – это именительный падеж единственного числа, для глаголов – форма "инфинитив".

Рассмотрим разбор имени существительного на примере слова "зайцам". Его неизмененное звучание – "заяц". Определяем падеж, род и число "зайцам" - дательный падеж, это слово мужского рода во множественном числе. Данное существительное является нарицательным, поскольку "зайцам" - это не название чего-либо. Существительное еще может быть собственным, но только не в нашем случае.

Рассмотрим имя прилагательное на примере слова "пушистым". В неизмененном звучании оно выглядит, как слово "пушистый". Для определения рода, числа и падежа необходимо ориентироваться в контексте на имя существительное. Например, в словосочетании "пушистым ковром" слово "пушистым" имеет мужской род, творительный падеж и единственное число.

На примере слова "делал" попробуем разобрать глагол, как часть речи. Его первоначальное звучание – "делать". Теперь следует определить род и спряжение, лицо и вид (он может быть несовершенный или совершенный), число и время глагола, наклонение. Это третье лицо мужского рода, в единственном числе и изъявительном наклонении, в несовершенном виде и прошедшем времени, второе спряжение.

На примере слова "ему" рассмотрим разбор местоимения. В неизмененном звучании "ему" - это "он". Теперь определяем лицо и род местоимения, его падеж и число. Местоимение "ему" имеет единственное число и мужской род, дательный падеж, третье лицо.

Рассматривая союз, следует знать, что он может быть соединительным, разделительным, сочинительным или подчинительным. Некоторые союзы относятся к двум типам, например, союз "а", в зависимости от контекста, может быть как сочинительным, так и разделительным.

Лексический разбор слова

Ответив на вопрос о том, как разобрать прилагательное как часть речи, существительное и другие части речи, приступим к лексическому разбору слов. Для этого необходимо провести их детальный анализ, выполняя определенный алгоритм:

  • Тип лексического значения в данном контексте (прямое или переносное значение). Если слово используется в данном контексте в переносном значении, то необходимо охарактеризовать вид переносного значения.
  • Указать однозначность/многозначность слова (можно пользоваться словарем русского языка). Если слово имеет несколько значений, то все их необходимо указать.
  • Обозначить происхождение слова – указать, слово исконное русское или заимствовано из другого языка (с указанием названия языка).
  • Определить наличие синонимов и антонимов (построить синонимический ряд и подобрать антонимическую пару к данному слову).
  • Определить, к какой лексике относится слово – общеупотребительной или ограниченной (указать, это слово устаревшее или неологизм).
  • Определить фразеологические связи слова.

Пример лексического разбора слова

На примере фразы: "Завершив свои операции, фронты останавливались на достигнутых рубежах" рассмотрим, как разобрать слово "операции".

  • Операция - стратегические действия, которые проводятся при наступательных или оборонительных боях (воен., проф.).
  • Слово относится к разряду многозначных слов: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) почтовые операции; г) финансовая операция.
  • Употребляется в данном контексте в прямом значении.
  • "Операция" - слово, имеющее иностранное происхождение. Оно заимствовано из латинского языка.
  • Синонимический ряд - операция, военные действия, бой, сражение.
  • Слово "операция" активно употребляется в русском языке.
  • Слово относится к военной терминологии, то есть, является частью профессиональной лексики.

Разбор слова по составу

Разбор слова по составу - один из самых популярных в школе. Разбирать слова по составу учатся все школьники на уроках русского языка. Если у вас с этим возникают проблемы, мы поможем вам. Как разобрать слово по составу? Вот по какому алгоритму лучше всего действовать:

  1. Определите верно часть речи, которую будете разбирать по составу. В этом поможет контекст.
  2. Выделите в слове окончание (примеры обозначений частей слова см. на картинке перед статьей). Это изменяемая часть слова, находится обычно в конце, за суффиксом. Выявить окончание в слове легко - нужно просто изменить слово по падежам и посмотреть, какая часть в конце слова меняется. Именно она и будет являться окончанием. Пример: в слове "корова" окончание "а". При его склонении получаем следующие формы: коровы, корове, корову и т. д. Видно, что в слове буква "а" постоянно меняется на другие в разных падежах, поэтому "а" - это окончание. Бывают слова с нулевым окончанием, например "волк", "телефон", "балет". В таких случаях значок окончания ставят рядом со словом после него. Важно не перепутать окончание с суффиксом!
  3. Далее следует выделить приставку. Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем, она придает слову дополнительный смысл. Например, есть слово "ездить", а есть слово "съезить". Приставка "с" второму слову придает смысл завершенности, поэтому второй глагол имеет совершенный вид, а первый - несовершенный. Приставка обычно располагается в самом начале слова, поэтому ее нетрудно обнаружить, если она есть.
  4. Затем выделите суффикс. Суффикс - это изменяемая часть слова, которая располагается после корня. В слове может быть один, несколько суффиксов или их вовсе может не быть. Например, в слове "горошек" суффикс "ик", в слове "сделавший" два суффикса - глагольный "а" и суффикс причастия "вш".
  5. Теперь выделите корень слова. Корень - это неизменяемая часть слова (однако корни могут чередоваться: "забирать" - корень "бир", "заберешь" - корень "бер"). Корень несет в себе основной смысл слова. Есть слова, целиком состоящие из корня: лес, лук, дом, огород. В слове "девушка" будет корень "девушк", в слове "саморез" имеется два корня, которые несут смысл: "сам" и "рез", буква "о" - это соединительная гласная между корнями. Если сомневаетесь в выделении корня, подберите однокоренные слова и посмотрите, какая часть слова в них чаще всего повторяется. Она и будет корнем слова.
  6. И наконец, основа слова. В нее входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов. К формообразующим суффиксам относятся суффикс "ть" у глаголов неопределенной формы, суффикс "л" у глаголов прошедшего времени, "я" у деепричастий несовершенного вида, "ущ" и "ющ" у причастий и суффиксы у прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степени ("е", "ее", "ейш", "айш"). Основа выделяется внизу слова в виде линии, подчеркивающей все, что в нее входит.

Примеры разбора слова по составу

Как разобрать слово по составу, вы теперь знаете. Для закрепления материала рассмотрим несколько примеров разбора слов по составу:

  1. Понаехали. Основной смысл слова содержится в корне "ех". Смотрим перед корнем приставки. Приставки "пона" в русском языке нет, но зато есть приставки "по" и "на" (есть слова поехали, наехали). Поэтому в этом слове две приставки: "по" и "на". Смотрим суффиксы. В этом слове также два суффикса - глагольный "а" и суффикс глаголов прошедшего времени "л". Окончание у слова такое - "и". Основа слова "понаехали" - "понаеха".
  2. Лесоруб. Лесоруб - это тот, кто рубит лес. Так как смысл слова раскрывается в двух словах, а само слово одно, то, скорее всего, оно содержит в себе два корня. В этом слове два корня: "лес" и "руб". "О" между ними не является суффиксом, это соединительная гласная, в школе ее обычно выделяют в рамочку или в скобочки. Слово начинается сразу с корня "лес", никаких приставок здесь нет. Также нет суффиксов и окончаний, поэтому после слова рисуем пустой значок окончания, что будет означать нулевое окончание. Основа слова: "лесоруб".
  3. Красивейший. Корень "красив", суффикс превосходной степени прилагательных "ейш", окончание - "ий". Основа слова - "красив".
  4. Быть. Корень "бы", суффикс "ть". Основа слова - "бы".

Мы рассмотрели, как разобрать слово по составу на примерах.

Заключение

Действуя по вышеуказанным примерам, вы без труда сможете разобрать глагол как часть речи, сможете провести лексический разбор слова и разбор слова по составу. Эти знания будут полезны не только школьникам и студентам, но и взрослым людям, которые стремятся к усовершенствованию своих навыков и знаний в области русского языка.

В практике преподавания русского языка стали традиционными различные виды разбора (анализа) основных языковых единиц (слова и предложения): фонетический, грамматический, словообразовательный, а также текста.

Определенное место среди них занимает лексический анализ слова и текста.

Лексический разбор слова - это всесторонний лексико-семантический и функциональный анализ слова как лексической единицы языка, как объекта его изучения в лексикологии.

Лексический разбор текста - это всесторонний лексико-семантический и функциональный анализ лексических единиц текста (преимущественно художественного), а также их роли в данном тексте.

Лексический разбор может быть тренировочным и контрольным. Первый предполагает активную работу со словарями различных типов: толковым, этимологическим, синонимов, антонимов и т.п., второй - умение самостоятельно проанализировать слово и выявить те или иные его характеристики.

Лексический анализ должен показать все знания студента о слове как лексической единице языка и речи в соответствии с вузовской программой. Поэтому он предложен как вторая (практическая) часть контрольной работы и (или) как вид практического задания на экзамене (в дополнение к теоретическому вопросу), т.к. позволяет проверить знания о предмете изучения всесторонне.

Лексический разбор включает в себя последовательно три этапа (части), соответствующих основным аспектам изучения слова в лексикологии: семантическому, системному и функционально-стилистическому (социолингвистическому) -

1) анализ семантической структуры слова,

2) анализ системных связей слова,

3) функционально-стилистический анализ слова.

Порядок лексического анализа слова

1.СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1) Истолковать лексическое значение слова в тексте одним из способов, с указанием способа толкования (описательный, синонимический и т.п.).

2) Выполнить компонентный анализ лексического значения (выделить архисему, дифференциальные и потенциальные семы).

3) Определить тип лексического значения (по разным параметрам: прямое/ переносное, номинативное/ характерологическое, мотивированное/ немотивированное, свободное/ связанное).

4) Определить наличие многозначности слова (в случае многозначности привести другие значения) и омонимии (разграничить полисемию и омонимию).

2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

5) Определить характер внутрисловных семантических связей слова (эпидигматику): топологический тип полисемии (элементарная, цепочечная, радиальная, смешанная), способы семантической деривации (сужение/ расширение, метафора/ метонимия).

6) Определить характер межсловных деривационных (словообразовательных) связей слова: привести однокоренные слова, определить тип лексической деривации (элементарная, цепочечная, гнездовая).

7) Определить характер парадигматических связей слова: наличие лексико-семантической группы (ЛСГ), гипонимов, синонимов, антонимов, их тип.

8) Определить характер синтагматических связей слова: тип сочетаемости (лексическая, грамматическая), валентность (свободные и контекстуально ограниченные типы связей слова), привести разные типы словосочетаний, в том числе устойчивые (фразеологические) сочетания.

3.ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

9) Определить происхождение слова, указать приметы и тип заимствований (освоенные, неосвоенные: экзотизмы, варваризмы).

10) Определить сферу употребления слова: общеупотребительое / необщеупотребительное (диалектное, жаргонное, специальное, просторечие).

11) Определить активность употребления слова: активного / пассивного запаса - устаревшее (архаизм / историзм) или новое (неологизм / окказионализм).

12) Определить стилистическую окраску слова: нейтральное (межстилевое) или стилистически окрашенное - высокое (книжное, поэтическое), сниженное (разговорное, просторечное).